Экономическое и социальное развитие румынии

ekonomicheskoe i soczialnoe razvitie rumynii Страны - Континенты

Эволюция национальной экономики Румынии после 1990 года напрямую зависела от хода рыночных преобразований, жесткости мер по макроэкономической стабилизации, от преодоления инфляции и экономическими интересами хозяйствующих субъектов. Пик экономического спада пришелся в Румынии на 1990—1992 гг. ВВП сократился за три года почти на 30% (в 1990 — на 5,6%, в 1991 — на 12,9, в 1992 году — на 12,5%). В 1993—1994 годах удалось остановить спад производства. Однако экономическая депрессия достигла опасной грани, за которой маячит опасность деиндустриализации, потери научно-технологического потенциала, вытеснения национальных товаропроизводителей с внутреннего рынка. Особенно наглядно это видно на положении в промышленности. Вследствие критического сокращения внутреннего спроса, объем промышленной продукции в 1994 году составил примерно 50% от дореформенного 1989 года (в отраслях, производящих потребительские товары, — 25—30%). С не менее сложными проблемами столкнулось сельское хозяйство. Обвальная аграрная реформа 1991 года, сопровождавшаяся стихийной ликвидацией кооперативов, передачей земли в частные руки, трансформацией госхозов в акционерные общества, существенно подорвала материально-техническую базу, возможности интенсификациии расширенного воспроизводства в отрасли. За четыре года реформ почти втроеуменьшилось применение химикатов, упали энерго — и машинонасыщенность производства, начался процесс парцеллизации землепользования, следствием чего стали резкие колебания производства растениеводческой продукции, тяжелый урон нанесен животноводству. Хотя в 1994 году стране удалось обеспечить себя продовольственным зерном, общая зависимость от импорта пищевкусовой продукции резко возросла.

Социальная цена рыночных преобразований также оказалась выше ожидаемой. Хотя в ходе реформы и удалось заложить основы социального партнерства и социальной защиты (система индексации всех видов доходов, адресная поддержка малоимущих слоев, система коллективных договоров и др.), покупательная способность населения, уровень и качество его жизни резко снизились. При среднем росте цен на потребительские товары и услуги за период с октября 1990 года по декабрь 1994 года примерно в 80 раз, средние зарплата и пенсии увеличились в 60 раз. По оценкам же профсоюзов, уровень реальной зарплаты уменьшился в два раза. В обществе начались процессы быстрого имущественного расслоения; растет безработица (на конец 1994 года 10% активного населения, в отдельных районах — до 15%). Усилилась эмиграция, что вместе со снижением рождаемости привело к сокращению за годы реформ населения страны почти на 2 процента. По официальным оценкам, в 1993—1994 годах румынская экономика прошла пик кризиса и по прогнозам правительства в ближайшие годы можно ожидать упрочения стабилизации и подъема экономики. Оптимизм правительственных заявлений во многом опровергается политической оппозицией и лидерами профсоюзов, постоянными выступлениями трудящихся против растущего социального неравенства, ухудшения условий жизни. Все это заставляет с конца 1992 года вносить в стратегию реформ серьезные коррективы. От идей рыночного радикализма, заложенных впервой программе реформ 1990 года и предусматривавших переход к рыночной системе за два-три года, руководство страны все более склонялось к эволюционной модели преобразований. Важнейшие изменения были внесены в процесс разгосударствления и приватизации собственности. Выбранная в стране модель приватизации (бесплатная раздача населению 30% государственной собственности и продажа остальных 70% румынским и иностранным физическим и юридическим лицам) натолкнулась на сложность реальной оценки государственного имущества, сопровождалась крупными хищениями, возникновением различных бюрократических структур, всепроникающей коррупцией (по некоторым оценкам, объем теневой экономики составил в 1994 году почти две пятых от ВВП).

Либерализация цен, начавшаяся с октября 1990 года в условиях товарного дефицита, монополизма производителей, спада производства, вызвала инфляцию затрат, сменившую инфляцию спроса на начальном этапе реформы. Но правительство лишь постепенно, в течение двух-трех лет отпускало цены на основные потребительские товары и услуги, держало под контролем ценообразование на стратегически важные виды продукции. Центральным звеном дефляционной политики стали меры по сдерживанию денежной и кредитной эмиссии. От практики дешевых кредитов начала реформ Национальный банк Румынии (НБР) перешел с апреля 1991 года к жесткому ограничению кредитной эмиссии, либерализации учетных ставок, а с мая 1992 года — к введению реально положительных ставок на заемные банковские средства, к уменьшению льготного кредитования.

В ходе реформы шло создание новой налоговой системы, сближенной с европейской моделью. Был взят курс на умеренное налогообложение, дифференциацию форм налоговых изъятий, увеличение льгот для ряда важных с народнохозяйственной точки зрения видов экономической деятельности.

Разработанные правительством средне — и долгосрочные программы развития национальной экономики до 2000 года, сохраняя принципы последовательной либерализации экономической жизни, вместе с тем делают ставку на более полный учет национальной специфики и интересов, на поиск сочетания действий рыночных механизмов и государственного регулированием. Акцент переносится на оживление материального производства, на стимулирование, прежде всего, отечественных производителей экспортной продукции. На первый план на период до 2000 года выходят задачи структурной модернизации, создания комплекса конкурентоспособных производств. Немалую роль в этом процессе должны сыграть активная, строго избирательная государственная политика, предполагающая целенаправленную поддержку «точек роста», тех отраслей и производств, которые имеют наибольшие шансы на мировом рынке.

Президентские и парламентские выборы, состоявшиеся в сентябре 1992, обнаружили более или менее реальную расстановку политических сил, соотношение реформаторских и иных концепций и идей, степень их социальной поддержки. Более чем убедительную победу одержали на выборах И. Илиеску, получивший более 61% голосов избирателей, и поддерживающий его Демократический фронт национального спасения, позднее переименованный в Партию социальной демократии Румынии (ПСДР). Однако ПСДР, получившей в законодательном органе страны 28% мест, не удалось создать пропрезидентский и проправительственный блок с конгломератом партий под названием Демократическая конвенция Румынии (ДКР), который вместе с Демократической партией Румынии (ДПР) и Демократическим союзом венгров Румынии (ДСВР) располагает в верхней и нижней палатах парламента 44% мест.

Реальной политической силой Румынии конца 1990-х стали профсоюзы, раскол в структуре и политических симпатиях которых не мешает им выступать с единых позиций недовольства политикой правительства. Массовые акции протеста, проведенные профсоюзами в 1990—1994 годах, существенно повлияли на тактику экономических реформ, стали причиной смены правительственного кабинета в 1991 году.

После 90-го года начался процесс сближения с ЕС. Более 15 лет в Румынии происходили строгие политические, экономические и социальные реформы, были приложены немалые усилия как финансовые, так и моральные, для того чтобы приблизиться к европейским стандартам. Законодательство было полностью приведено в соответствие с требованиями Брюсселя, и сейчас оно вводится в практику. 1 января 2007 года Румыния вступила в Европейский союз.

Осталось много нерешённых вопросов. Например, Румынии необходимо продолжить экономическую и административную реформы, нужно сохранить набранный высокий темп экономического роста последних лет (в 2006 году – 8,4 %) и высокий уровень конкурентоспособности и производства. Продолжение реформы юридической системы, борьба с коррупцией, снижение уровня бюрократии, усиление приграничного контроля, развитие и модернизация сельского хозяйства, системы образования, здравоохранения, открытие рынка труда и финансового сектора и т. д. являются жизненно важными задачами правительства после вступления Румынии в ЕС, которые должны быть решены. В плане обеспечения безопасности страны НАТО является главным гарантом безопасности Румынии и после вступления в ЕС. Существует огромный потенциал сотрудничества между ЕС и НАТО.

Главным приоритетом внешней политики как Румынии, так и ЕС является энергетическая безопасность континента.

Успех поиска оптимальных путей формирования демократичного общества в Румынии и создания рыночной экономики находится в зависимости от комплекса внутренних и внешних условий, в том числе от успеха политики социального партнерства, восприимчивости общества к новым реалиям, масштабов западной помощи в виде кредитов и инвестиций, которые во многом и определят эффективность реформ.

Площадь — 111 тыс. км2, население — 7,8 млн чел. (2004 г.). Геополитическое положение: расположена в Юго-Восточной Европе на северо-востоке Балканского полуострова, граничит с Румынией, Сербией, Черногорией, Македонией, Грецией, Турцией; имеет выход к Черному морю. Форма правления — парламентская республика. Климат — умеренно континентальный, на юге — переходный к средиземноморскому. Полезные ископаемые: свинцово-цинковые, медные, железные руды, бурый и каменный уголь, поваренная соль, мрамор и др.

Ø Снижение естественного прироста населения (в 2001 г. рождаемость составила 8,6‰, смертность — 14,1‰, естественный прирост стал отрицательным: -5,5‰ (2002)).

Ø Старение населения (удельный вес молодых возрастов (до 20 лет) уменьшился с 51,1% в 1900 г. до 21% в 2003 г., а пожилых (60 лет и старше) вырос с 8,4% до 22,5%).

Ø Превышение численности женского населения (в 2003 г. мужчин 48,7% населения, жен-щин — 51,3%).

Ø Возрастает городское население (на его долю в 1965 г. приходилось 46,5%, а к 2004 г. — 70%).

Ø Повышение возраста выхода на пенсию (в 2003 г. он составлял 57 лет для женщин и 62 года для мужчин).

Ø Доминирующее вероисповедание — православие (82,6% населения).

Оцените статью
Страны - Континенты