СЭЗ. классификация и их характеристика

СЭЗ – район или часть территории страны, обладающая выгодным экономико-географическим положением, в которой устанавливается система льгот и стимулов и которая имеет определенную обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальных районов страны.

Так можно выделить такие основные Признаки СЭЗ:

1. тесные связи с МХ и МР

2. активное привлечение в СЭЗ иностранного капитала.

Цели создания СЭЗ:

¨ Экономические

¨ Социальные

¨ Науко-технические

Экономические:

1. Главная цель создания СЭЗ заключается в более глубоком включении национальных хозяйств в МРТ.

2. Привлечение национальных и иностранных инвестиций для развития высокорентабельного производства

3. Использование МРТ для расширения выпуска экспортной продукции

4. Увеличение валютных поступлений в бюджет страны

Социальные:

1. комплексное развитие отсталых регионов

2. увеличение количества рабочих мест и обеспеченье занятости населения

3. обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженеров, управленческих и др. кадров

4. насыщение национального рынка высококачественными товарами

Научно-технические

1. использование новейших зарубежных и отечественных технологий

2. привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров

В промышленно развитых странах     Причины создания СЭЗ                в развивающихся странах

1. поддержка и стимулирование развития малого бизнеса

2. сокращение безработицы

3. развитие депрессивных регионов

4. привлечение иностранных инвестиций

1. привлечение иностранных инвестиций

2. стимулирование промышленного экспорта

3. привлечение современных наукоемких технологий

4. Решение вопроса занятости

5. Решение ряда социально-экономических вопросов региона

6. Апробация новых методов хозяйствования с учетом мирового опыта

Наиболее распространены:           

Торговые и Научно-технологические СЭЗ

Наиболее распространены:           

Промышленно-производственные СЭЗ

Первой СЭЗ современного типа следует считать аэропорт Шеннон, Ирландия,  которая была открыта 1959 г. Сегодня насчитывается около 4000 СЭЗ, функционируют более чем в ста странах мира, в них занято более 3 млн. человек, через СЭЗ проходит более 30% товарооборота мира.

Наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

1. Политическая стабильность в стране и регионе

2. наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов (правовые гарантии)

3. Наличие современной инфраструктуры в регионе

4. Наличие квалифицированных кадров

5. выгодное экономико-географического положение.

Важнейшим стимулом для развития СЭЗ является система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал внимательно изучают предоставляемые им условия льгот. Конечно же каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяет свой набор льгот. Однако можно выделить следующие 4 основные группы льгот:

1. внешнеторговые (таможенные)

– введение особого таможенно-тарифного режима через снижение или отмену экспортно-импортных пошлин и упрощенного порядка осуществления внешне-торговых операций

2. налоговые льготы, содержащие нормы, связанные с налоговым стимулом конкретных видов деятельности или поведения конкретных субъектов народного хозяйства, затрагивают налоговую базу, прибыль и отдельную ее составляющую – НИОКР, транспорт и т.д.)

СЭЗ. классификация и их характеристика    уровень налоговых ставок и решаются вопросы постоянного и временного освобождения от налогообложения

3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий и представляются в более низких ценах на коммунальные услуги, снижение арендной платы, в предоставлении льготных кредитов

4. Административные льготы облегчают процедуры въезда и выезда, а также  регистрации предприятий и др.

Основные группы СЭЗ по Международной классификации:

1. Торговые (зоны 1ого поколения, простейшая форма СЭЗ)

· Свободные таможенные зоны

· торгово-складские зоны (консигнационные склады – для временного размещения продукции на территории страны с последующим его растомаживанием)

· свободные порты

· зоны свободной торговли (ЗСТ)

Цели создания - Поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек

Система льгот и стимулов  - Таможенная экстерриториальность (хранящиеся и продающиеся в зонах товары не подлежат обычному таможенному контролю)

Характерное месторасположение - Территория морских портов и аэропортов

Развитые страны

Пример - «дьюти фри» в аэропортах

2. Промышленно-производственные (зоны 2ого поколения, развиты в Восточной Европе) 

· Экспортно-ориентированные

· Импортно-ориентированные

Цели создания - Увеличение экспортного потенциала страны и ее валютных доходов

Система льгот и стимулов - Финансовые и налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность

Особенности предприятий в данных СЭЗ Моноотраслевая направленность,

 Преобладание сборочных предприятий

Развивающиеся страны

Пример - Шеннон-Ирландия

3. Научно-технологические (зоны 3его поколения)

· Технопарки

· Научно-исследовательские парки

· Инновационные и научные центры

Цели создания Разработка и внедрение в отечественную практику новейших технологий

Система льгот и стимулов - Налоговые и финансовые льготы для национальных и зарубежных научно-исследовательских фирм

Характерное месторасположение - Вокруг крупных научных центров

Развитые страны + НИС

Пример - Синьчжу -Тайвань

4. Сервисные  

· офшорные зоны

· финансовые центры

· центры банковских, тур. и т.п. услуг

Цели создания - Привлечение инвестиций

Интенсификация международного обмена в сфере услуг

Система льгот и стимулов - Льготные условия фирмам и учреждениям, специализирующимся на оказании услуг, в основном финансовых

Развитые страны

Пример - О. Мэн-Ирландия

5. Комплексные = пром.-произв.+ научно-техн.+ торговые

Охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности

Развитые + развивающиеся страны

Пример -  Шэньчжу-Китай

6. Международные  

Цели создания - Углубление экономических отношений со странами-соседями

Интенсификация обмена ресурсами между гос-вами

Характерное месторасположение - Приграничный район двух или нескольких стран

Развитые + НИС

Пример - Еврорегион «Буг»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МИРЕ

1. Структура:

СЭЗ. классификация и их характеристика
СЭЗ. классификация и их характеристика


2. Основа финансового рынка = вывоз капитала (в самых разных формах) из одних стран, где его много, в другие страны, где в нем нуждаются.

Вывоз капитала начался со второй половины 19 в.

Главная предпосылка формирования современного финансового рынка = экономическое сближение и объединение отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс.

Вывоз капитала по темпам роста опережает ВВП и товарный экспорт; постоянно возрастают объемы экспорта капитала.

Основные причины этого явления:

· Ускорение общего экономического роста в условиях НТР

· Углубление международной промышленной кооперации

· Перенос трудоемких производств в страны с избытком трудовых ресурсов; перенос «грязных» производств

· Экономическая политика стран, стремящихся при помощи иностранного модернизировать производство и обеспечить занятость

СЭЗ. классификация и их характеристика


 Динамика прямых иностранных инвестиций

1960 г. - 68 млрд долл

1975 г. - 280 млрд долл

2000 г. - 1.2 трлн долл

2005 г. - 1.6 трлн долл (данные по докладу ЮНКТАД)

Причем, 910 всех прямых иностранных инвестиций приходится на ТНК!!!

4. География мирового движения капитала

Этап 1: До Второй мировой войны: обмен капиталом происходил в основном между колониями и метрополиями, и деньги вкладывали в основном в обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство.

Этап 2: (1950-1975)

Развал колониальной системы

Развитие произв. Сил (НТР)


СЭЗ. классификация и их характеристика

Этап 3 (1975 ….)
К экспорту капитала подключились нефтедобывающие страны и страны НИС.

Если в 1960 г. доля развивающихся стран в экспорте ПИИ составляла 1%, то в 2005 г. - 18%. Увеличение этой доли произошло благодаря НИС и странам ОПЕК, тогда как остальные развивающиеся страны практически не участвуют в движении капитала.

Мировые ареалы фин. деятельности

США

Крупнейший заемщик капитала (но в 2005 г. приток ПИИ в США составил 99 млрд долл, что оказалось ниже, чем в Великобританию!!)

Экспорт: в Западную Европу (ЕС и ЦВЕ)

Импорт: из Японии и Западной Европы (крупнейшие импортеры в США в 2005 г.: Великобритания (29%), Германия).

Западная Европа

В целом превосходит США по масштабам ПИИ

В 2005 г. на ЕС пришлось около 1 трлн долл ПИИ

Лидеры по притоку ПИИ: Великобритания (165 млрд долл), Франция, Нидерланды

Лидеры по экспорту ПИИ: Нидерланды (119 млрд долл), Франция, Великобритания

Экспорт: внутри региона!, страны Азии и Африки, страны ЦВЕ и СНГ

Импорт: внутри региона, США + в последнее время НИС + страны ОПЕК.

Япония

В 2005 г. импорт ПИИ = 2.8 млрд долл, экспорт - 46 млрд долл.

Экспорт: около 25% в развивающиеся страны, США, Западная Европа

Страны ОПЕК

У этих стран появились лишние деньги от продажи нефти и газа è можно эти деньги куда-то вложить. Т.к. нефть и газ когда-нибудь кончатся, то надо как-то обеспечить себя на будущее è ПИИ и др. капитал из стран ОПЕК идут в основном в экономические развитые страны.

Основные страны экспортеры ПИИ: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ(6.7 млрд долл в 2005)

Импорт ПИИ в эти страны также высок, что объясняется высокими темпами экономического роста: ОАЭ (приток ПИИ в 2005 г. = 12 млрд долл)

НИС Азии

Республика Корея, о. Тайвань, Сингапур, Гонконг, Китай

Благодаря политике открытых дверей привлекают много ПИИ.

Экспортируют как в развитые, так и в развивающиеся страны

Главный экспортер: Гонконг (45 млрд долл); импортер: Китай (70 млрд долл).

5. Инфраструктура мировой фин. системы = банки и биржи.

В конце 90-х из 40 крупнейших банков: 10 японские, 8 американские, 6 французские.

Регулирование международных валютно-фин. отношений осуществляют МВФ, МБРР, ЕБРР, Лондонский и Парижский клубы стран-кредиторов.

Лондонский клуб объединяет крупные коммерческие банки

Парижский - гос-ва-кредиторы.

6. Участие Беларуси в международных фин. отношениях

В настоящее время в Беларуси действует более 3,5 тысячи организаций с иностранными инвестициями. Основными инвесторами являются Россия, Великобритания, Швейцария, Германия, Австрия и Китай.

Приток ПИИ в Беларусь в 2005 г. = 305 млн долл (по сравнению с 2004 г. (164 млн долл) приток вырос почти в 2 р.), но все еще остается на крайне низком уровне. Она занимает лишь 113 место по этому показателю, хотя по оценкам ЮНКТАД может занимать 50 место.

***25% – удельный вес частного сектора в белорусском ВВП

РБ является членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 1992 г.,

Основными направлениями деятельности Банка в Беларуси определены кредитные и инвестиционные операции, оказание технической помощи в следующих областях: энергетический комплекс, инфраструктура, структурная перестройка экономики, финансовый и банковский сектор, поддержка предпринимательства и приватизации, использование сельскохозяйственных и лесных ресурсов и некоторые другие.

По состоянию на 1 января 2007 г. с момента начала работы ЕБРР в Беларуси по проектам Банка привлечено 300 млн. евро, из которых 203,3 млн. - средства ЕБРР.

За период сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ) РБ получила от Фонда две транши кредита по программе системных трансформаций - в августе 1993 г. и в феврале 1995 г. и одну траншу кредита стэнд-бай в сентябре 1995 г.

В дальнейшем Фонд прекратил выделение кредитов Беларуси из-за несоответствия рекомендациям Фонда экономической политики Правительства Республики Беларусь.

В начале 2004 г. Республикой Беларусь принято решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством.

Взаимоотношения Беларуси с МВФ в 2005 - 2006 годах осуществлялись на основе обсуждений в министерствах и Национальном банке параметров экономического развития Республики Беларусь и получении технической помощи.

Республика Беларусь стала членом Всемирного банка в 1992 году. Цель деятельности Всемирного банка заключается в оказании помощи стране в реализации стратегии, способствующей экономическому росту и повышению уровня жизни населения.

Всемирный банк оказывает поддержку Беларуси в виде займов, технической помощи и координации помощи из других источников. Общая сумма займов Банка для Беларуси составляет около 190 млн. долларов США. Эти средства были направлены на укрепление институционального потенциала, поддержку государственной программы реформ, инвестиции в природоохранные мероприятия, энергосбережение, развитие лесного хозяйства.

Всемирный банк помог Беларуси привлечь грантов (безвозмездной помощи) в размере 15 млн. долларов США, направленных на создание эффективной системы социальной защиты, сохранение биоразнообразия, вывод из применения озоноразрушающих веществ, проведение секторальных исследований и другие цели.

В настоящее время сотрудничество Банка с Республикой Беларусь осуществляется в следующих областях:

  • совершенствование социальной политики;
  • решение важных проблем в области окружающей среды, особенно в контексте последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • повышение эффективности управления государственными ресурсами, создание благоприятной среды для развития бизнеса и содействие в формировании и усилении роли гражданского общества и общественных организаций.