Интеграция Зарубежной Европы в конце 20-го века

Экономическая интеграция – это качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни, основанный на взаимной адаптации и сближении экономик различных стран, на развитии глубоких и устойчивых взаимосвязей и разделений труда между национальными хозяйствами. Принято различать две основные формы международной эк. интеграции: региональную и отраслевую.

Наиболее успешным региональным интеграционным объединением на территории Зарубежной Европы является Евросоюз. В своём формировании современный Европейский союз прошёл несколько этапов:, которые, прежде всего отражали его развитие вширь:

Всё началось с создания в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в составе Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Первое расширение сообщества произошло в 1973 году, когда в его состав вошли Великобритания, Дания и Ирландия. Второе  (1981 г.) – вступила Греция. Третье (1986) – Испания, Португалия. Четвёртое (1995) – Австрия, Швеция, Финляндия. Пятое (2004) – Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Кипр и Мальта.  Шестое (2007) – Румыния, Болгария.

Одновременно с развитием ЕС вширь происходило и его развитие вглубь, которое прошло примерно те же этапы:

1) Создание Общего рынка (таможенный союз и общий рынок товаров) к середине 1980-х гг. Причём, Общий рынок стали называть единым внутренним рынком (ЕВР), который обеспечивал свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капиталов, людей.

2) Переход от ЕВР к экономическому, валютному и политическому союзу стран ЕС:

а).создание единого европейского экономического пространства. В конце 1990-х гг. доля внутрирегиональной торговли в ЕС превышала 60%;

б). создание по Шенгенскому соглашению единого европейского безвизового пространства (с марта 1995). Всего право на безвизовый въезд в страны ЕС имеют граждане 45 государств – от Аргентины и Коста-Рики до Латвии и Литвы;

в). введена единая валютная система, означавшая переход к общей валюте – евро (1 января 1999).(правда на первом этапе в зону евро из 15 членов, состоявших в союзе на 1995 г. не вошли Великобритания, Дания и Швеция). Вместе в 1999 г. эти страны сформировали уже экономический и валютный союз (ЭВС). Одновременно начал работать Единый центральный банк. В 2002 г. наличные новые купюры и монеты евро полностью заменили национальные валюты 12 стран. Одновременно в зону евро вошли ещё около 25 стран и территорий, в большинстве своём входивших в зону франка (Н., 6 заморских департаментов Франции и 14 бывших её владений в Африке), новая валюта была также принята в микрогосударствах Европы – Андорре, Монако, Сан-Марино и Ватикане.

г). сотрудничество в гуманитарной сфере (при ЕС действует Комитет по образованию, в Париже работает специальный Европейский институт образования и социальной политики, в целях ликвидации языкового барьера осуществляются международные программы «Лингва» и «Эразмус»);

д). на пути к политическому союзу. Обострение интереса западноевропейских стран к увеличению международного влияния ЕС для получения его членами внешнеполитических и экономических дивидендов в глобальном миропорядке в условиях постсоветской системы МО и кризиса роли НАТО обусловило их готовность делегировать некоторую часть суверенных прав в вопросах формирования и проведения внешней политики наднациональным органам Союза и позволило перейти от принятия принципиальных решений о политической интеграции к их реализации и далее материально-техническому обеспечению общей внешней политики ЕС путём создания отдельной структуры – Европейского агентства по вопросам обороны. Оно призвано регулировать все аспекты ВТС западноевропейских стран, суть которого состоит в проведении согласованной военно-экономической и военно-технической политики ЕС для внесения вклада в осуществление Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) и особенно её военной составляющей Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО).

Институциональная структура ЕС:

1. Европейский совет (Евросовет) – совещательный орган глав государств и правительств, обеспечивающий главный политический импульс развития ЕС;

2. Совет (министров) – законодательный орган, играющий главную роль в реализации единой политики ЕС;

3. Европейская комиссия – главный исполнительный орган ЕС;

4. Европарламент – представительный орган, он не является законодательным органом, его функция заключается в назначении членов Европейской комиссии и контролем за её деятельностью;

5. Европейский суд.

Роль ЕС в мировой экономике:

Доля ЕС в мировом ВВП и промышленном производстве достигает ¼, в мировой торговле составляет почти 2/5 . Страны ЕС занимают важные позиции не только в производстве традиционной промышленной продукции (станки, автомобили), но и во многих наукоёмких отраслях. В среднем в странах ЕС доля третичного сектора в структуре ВВП составляет 65%, в некоторых из них – и более 70%. Это свидетельствует о постиндустриальной структуре их экономики.

Евросоюз имеет тесные экономические связи с другими частями мирового хозяйства. Среди его партнёров – США, Япония, Китай, страны Латинской Америки, Африки, других регионов. Экономическими соглашениями разного рода страны ЕС связаны с 60 другими государствами.

Особенности интеграции стран ЕС:

1). Входящие в ЕС государства отличаются по своей экономической мощи, поэтому в интеграционные процессы они врастают «с разными скоростями». Эти государства иногда подразделяют на две большие группы: «богатый» Север (Великобритания, Германия, Франция, страны Бенилюкса, Швеция, Австрия, северная часть Италии) и «бедный» юг (Испания, Португалия, Греция, южная часть Италии, Болгария, Румыния), а также выделяют занимающие как бы промежуточное положение между ними Ирландию и Финляндию;

2). В отличие от стран СНГ в ЕС объединились страны небогатые природными ресурсами. (Так, Норвегия до сих пор не вступила в ЕС, так как находит рынки сбыта и не входя в Евросоюз).

Проблемы интеграции стран в ЕС:

1).Кризис либерально-рыночной модели экономического развития, которая господствует последние 20 лет в умах правящей элиты Западных стран (Н., «максимализация» прибыли объективно ведёт к замедлению экономического роста и порой ухудшению качества товаров). Налицо фактическая стагнация в экономике в наиболее богатых странах Европы (существенное замедление динамики экономического развития), впоследствии устойчивые бюджетные дефициты;

2). Разворачивается такая картина, что на месте региональной структуры, которая до недавнего времени считалась наглядным примером успешной всесторонней интеграции, появляется более аморфное образование, состоящее из нескольких государств, активных игроков на мировой арене, и толпы стран, жаждущих урвать максимальный кусок из «общеевропейского пирога» различных субсидий. Препятствием стало вступление в 2004 году одним залпом сразу 10 новых государств-членов;

3). Рост социальной напряжённости в связи с ростом уровня безработицы (Н., во Франции уровень безработицы достиг 10%, в Германии (2005) – 12%, что происходит из-за стремления крупных промышленных корпораций переводить часть своих производств из государств Европы в страны с более дешёвой рабочей силой), сокращением численности и уровня доходов «среднего класса» (к которому относится более половины населения развитых стран).