Турция

Турция является индустриально-аграрной страной со средним уровнем развития капитализма, занимает 20-е место в мире и 9-е в Европе по производству ВНП (390 млрд.долл. в 2006 году), имеет наиболее развитую в регионе инфраструктуру услуг, практически полностью обеспечивает себя продовольствием, одеждой и обувью, медикаментами, электробытовой техникой, электроникой, стройматериалами и электроэнергией. Она занимает первое место в регионе по выплавке стали (23 млн. т), производству изделий из алюминия (360 тыс. т), цемента (38 млн. т), цветных телевизоров (около 18 млн. шт.), холодильников (5,1 млн. шт.), выработке электроэнергии (174 млрд. кВт/ч), выпуску одежды и обуви, легковых и грузовых автомобилей, тракторов, а также четвертое место в мире по производству овощей и одиннадцатое – по производству фруктов. Основные макроэкономические показатели (2006 год): ВВП - 390 млрд.долл., темпы прироста ВВП в постоянных ценах – 5%, ВВП на душу населения – 5342 долл., темпы инфляции – 9,8%, золотовалютные резервы – 95,5 млрд.долл. В структуре ВВП в последние годы ведущее место занимают (%%): сфера услуг - более 57%, промышленность - около 30% и сельское хозяйство - 14%. Бюджет страны сводится с постоянным дефицитом, который в 2006 году составил 2,9 млрд.долл. Финансирование дефицита бюджета осуществлялось Казначейством страны как из внешних, включая кредиты МВФ, так и из внутренних источников, в основном за счет реализации государственных краткосрочных облигаций. Внутренний долг достиг в 2006 году 185 млрд. долл. (2005 год – 182 млрд.долл.), а внешний – 198,3 млрд.долл. (171,1 млрд.долл.).

Объём внешней торговли страны в 2006 году составил 222,1 млрд. долл., экспорт – 85,1 млрд. и 137 млрд. долл., внешнеторговый дефицит – 51,9 млрд. долл. Основными торговыми партнерами Турции в 2006 году являлись: по импорту – Россия (12,8%), ФРГ, Китай, Италия, Франция, США, а по экспорту – ФРГ, Великобритания, Италия, США, Франция и далее Испания, Россия (7-е место, 4,4%). Структура экспорта Турции в 2006 году не претерпела существенных изменений (статистика учитывает только официальный экспорт): инвестиционные товары – 8,4%, сырье и полуфабрикаты – 42,0%, потребительские товары – 49,4%, прочие – 0,2%. Структура импорта также практически не изменилась: доля инвестиционных товаров – 17,9%, сырья и полуфабрикатов – 66,9%, доля потребительских товаров 14,3%, прочих – на уровне 0,9%. Заметное снижение показателей отмечено в сфере туризма: в 2006 году страну посетили 19,6 млн. иностранных туристов (снижение на 6,2%), «оставивших» в стране 12,5 млрд.долл. (снижение на 9,9%), в среднем 651 долл. на чел.). Кроме того, страну посетили 3,6 млн. турецких граждан, проживающих за рубежом, которые истратили 4,2 млрд. долл. (1155 долл. на человека).

Входит в: ВТО (с 1995 г.), ОЭСР, НАТО, ООН, ОБСЕ, ВОЗ.

ВВП на душу населения(2005): 5000$

Население(2005): 72 млн. чел.)

Основные партнёры по экспорту

%

Основные партнёры по импорту

%

Германия

15,8

Германия

13,6

США

8

Италия

7,9

Великобритания

7,8

Россия

7,8

Италия

6,8

Франция

6

Франция

6