СЭГ в системе наук: ее сущность и содержание

СЭГ исследует особенности и закономерности размещения населения и хозяйства и дает представление о разнообразии в экономических, этнических, региональных, социальных отношениях. В этом заключается суть СЭГ. Таким образом, СЭГ изучает территориальную организацию общества, территориальные социально-экономические системы.

СЭГ является неотъемлемой частью системы географических знаний. Поскольку размещение населения и хозяйственной деятельности людей происходит под воздействием разнообразных, в том числе природных факторов, то СЭГ использует знания, полученные в отраслях физической географии. По мере развития географической науки усложнялись вопросы, на которые ей необходимо было дать ответ. Первоначально это были вопросы что? и где? СЭГ, отвечая на вопрос что? рассматривает три основных типа  объектов: природные, социальные и  экономические. Ответ на вопрос где? предполагает определение положения изучаемого объекта в географическом пространстве. Эти вопросы были доминирующими в период развития географии как описательной науки.

В дальнейшем потребовалось выявление причин, объясняющих тот или иной  характер размещения географических объектов. Соответственно, ставились вопросы когда? и почему? Ответ на вопрос когда? позволяет определить время появления объекта в определенной точке географического пространства. Вопрос почему? выявляет основные причины появления и функционирования объекта в данном месте. Ответы на эти вопросы имели преобладающее значение в период дифференциации географической науки. Это привело к выделению целого ряда обособленных направлений, как в физической географии, так и в общественной географии. Среди направлений общественной географии выделились география населения, политическая география, география промышленности, география торговли, география сельского хозяйства, география транспорта, география природных ресурсов.

После определения причин появления объекта в определенном месте географического пространства необходимо было раскрыть механизм его функционирования, т.е. ответить на вопрос как? Вопрос как? подразумевает изучение влияния на окружающее его пространство и, в свою очередь, воздействия окружающей среды на данный объект. Завершающим в ряду решаемых географической наукой вопросов является вопрос, – каким образом изменить? Он позволяет определить, насколько существующее положение дел соответствует желаемому. Тем самым мы отвечаем на вопрос, какие изменения в размещении или параметры функционирования данного объекта необходимо внести, чтобы достичь максимального экономического, экологического и социального эффекта. Ответ на вопрос как? и каким образом? соответствует конструктивному периоду развития географической науки. В этот период географическая наука стала играть важную роль в разработке оптимальных вариантов хозяйственного освоения территории, программ регионального развития, комплексного освоения природных ресурсов и т.п.

Результатом исторического развития СЭГ явилось формирование научного представления об особенностях пространственной организации жизни общества, объяснение причин размещения населения и хозяйственной деятельности людей по территории Земли в целом, в пределах отдельных регионов и местностей. Полученные СЭГ знания оформились в виде научных понятий, концепций, теорий и учений. К числу наиболее важных  понятий СЭГ относятся: «ЭГП», «Географическое разделение труда», «хозяйственная специализация территории», «ТПК», «экономический район» и др.

СЭГ – это не новая ветвь в системе географических наук – она сформировалась в результате саморазвития экономической географии. К такому выводу пришли в своих работах многие географы (Э. Алаев, С. Лавров, В. Покшишевский, Ю. Саушкин). Только отдельные ученые (например, эстонские географы В. Мэрэстэ, С. Ныммик) пытались трактовать СЭГ в качестве новой науки с самостоятельным объектом исследования.
В странах Западной Европы, США, Канаде в отношении данной подсистемы географической науки применяют названия: "общественная география", "география человека".