СЭГ в системе наук: ее сущность и содержание

СЭГ исследует особенности и закономерности размещения населения и хозяйства и дает представление о разнообразии в экономических, этнических, региональных, социальных отношениях. В этом заключается суть СЭГ. Таким образом, СЭГ изучает территориальную организацию общества, территориальные социально-экономические системы.

СЭГ является неотъемлемой частью системы географических знаний. Поскольку размещение населения и хозяйственной деятельности людей происходит под воздействием разнообразных, в том числе природных факторов, то СЭГ использует знания, полученные в отраслях физической географии. По мере развития географической науки усложнялись вопросы, на которые ей необходимо было дать ответ. Первоначально это были вопросы что? и где? СЭГ, отвечая на вопрос что? рассматривает три основных типа  объектов: природные, социальные и  экономические. Ответ на вопрос где? предполагает определение положения изучаемого объекта в географическом пространстве. Эти вопросы были доминирующими в период развития географии как описательной науки.

В дальнейшем потребовалось выявление причин, объясняющих тот или иной  характер размещения географических объектов. Соответственно, ставились вопросы когда? и почему? Ответ на вопрос когда? позволяет определить время появления объекта в определенной точке географического пространства. Вопрос почему? выявляет основные причины появления и функционирования объекта в данном месте. Ответы на эти вопросы имели преобладающее значение в период дифференциации географической науки. Это привело к выделению целого ряда обособленных направлений, как в физической географии, так и в общественной географии. Среди направлений общественной географии выделились география населения, политическая география, география промышленности, география торговли, география сельского хозяйства, география транспорта, география природных ресурсов.

После определения причин появления объекта в определенном месте географического пространства необходимо было раскрыть механизм его функционирования, т.е. ответить на вопрос как? Вопрос как? подразумевает изучение влияния на окружающее его пространство и, в свою очередь, воздействия окружающей среды на данный объект. Завершающим в ряду решаемых географической наукой вопросов является вопрос, – каким образом изменить? Он позволяет определить, насколько существующее положение дел соответствует желаемому. Тем самым мы отвечаем на вопрос, какие изменения в размещении или параметры функционирования данного объекта необходимо внести, чтобы достичь максимального экономического, экологического и социального эффекта. Ответ на вопрос как? и каким образом? соответствует конструктивному периоду развития географической науки. В этот период географическая наука стала играть важную роль в разработке оптимальных вариантов хозяйственного освоения территории, программ регионального развития, комплексного освоения природных ресурсов и т.п.

Результатом исторического развития СЭГ явилось формирование научного представления об особенностях пространственной организации жизни общества, объяснение причин размещения населения и хозяйственной деятельности людей по территории Земли в целом, в пределах отдельных регионов и местностей. Полученные СЭГ знания оформились в виде научных понятий, концепций, теорий и учений. К числу наиболее важных  понятий СЭГ относятся: «ЭГП», «Географическое разделение труда», «хозяйственная специализация территории», «ТПК», «экономический район» и др.

СЭГ – это не новая ветвь в системе географических наук – она сформировалась в результате саморазвития экономической географии. К такому выводу пришли в своих работах многие географы (Э. Алаев, С. Лавров, В. Покшишевский, Ю. Саушкин). Только отдельные ученые (например, эстонские географы В. Мэрэстэ, С. Ныммик) пытались трактовать СЭГ в качестве новой науки с самостоятельным объектом исследования.
В странах Западной Европы, США, Канаде в отношении данной подсистемы географической науки применяют названия: "общественная география", "география человека".
 

 

Сравнение географических идей и состояния географии в античный и средневековый период

Первые сведения о географических идеях появились с момента возникновения письменности. Можно засвидетельствовать существование двух независимых центров географической мысли античного света: греко-римского и китайского. Мыслители античного периода довольно подробно описывали близкий к себе мир, а также добавляли много фантастического о далеких краях. Соединение материалистических и идеалистических взглядов – характерная черта ученых античности. Многие философы и историки занимались вопросами географии. В то время не существовала СЭГ, даже единая география была справочной отраслью знаний. В античное время возникло два направления: 1) описание особых стран, их природы, этнического склада населения и т.д. (Геродот, Страбон и др.); 2) изучение Земли в целом, ее место относительно других планет, ее формы и размеров (Птолемей, Эратосфен и др.). Первое направление получило название региональной географии, второе – общей географии.

В европейской культуре отцом географии и истории является грек Геродот, который много путешествовал и в своих описаниях рассказывал о далеких землях и неизвестных ранее народах. Геродота можно считать и отцом этнографии, т.к. он ярко описывал традиции других народов. Также он дал начало географическому детерминизму.

Второй выдающийся грек, Аристотель, выработал концепцию о различной принадлежности Земли для жизни людей и зависимости от географической широты. Он представлял условия расселения как функцию географической широты, давал указания о лучшем размещении городов. Идеи Аристотеля были основой развития науки в Европе в раннем средневековье.

Между 330 – 300 гг. до н.э. в северо-западную часть Европы совершил путешествие Пифей. Он описал образ жизни и занятий жителей Британских островов, открыл Исландию.  Он отмечал изменение характера с/х с юга на север. Пифей совершил первое научное путешествие, т.е. путешествие с целью научных исследований. По возвращению домой ему никто не поверил на счет увиденного, а ведь зря, т.к. он впервые обратил внимание на явления, которые сегодня составляют интересы географии с/х.

В начале нашей эры в Греции уже существовал справочник для мореплавателей (периплы) и путешественников (перигесы). В периплах подробно описывались морские берега и порты. Периплы охватывали побережья Средиземного и Черного морей, восточного побережья Африки. Авторами перигесов чаще были логографы, т.е. писатели, которые путешествовали по Земле и описывали увиденное. Логографы составляли конкретные географические описания, в которых особое внимание придавали быту местного населения.

Распространению греческой культуры содействовали походы Александра Македонского (IV в. до н.э.). В них участвовали ученые, которые собирали сведения о различных землях.

В отличие от греческих мыслителей римляне внесли меньше нового в сферу географии. Но и среди них можно отметить оригинальных исследователей. Для государственных чиновников и военных представителей Римской империи древнегреческий географ и историк Страбон создал свою «Географию». Своей задачей он считал дать необходимые сведения о мире, поэтому это сочинение было первым в своем роде «справочником для руководительского аппарата». Страбон считал, что каждый географ должен владеть математическими знаниями. «География» Страбона была найдена только через 600 лет после написания, а те, которым эта книга была предназначена, никогда ее не увидели.

Древние римляне были воинственными и предприимчивыми. Довольно часто свой географический кругозор они расширяли за счет военных походов.

В это время на востоке Азии существовал еще один центр географической мысли – Китай. Вообще европейский и китайский мир были надежно изолированы друг от друга, но с течением времени они постепенно узнавали про себя и соседей.

Китайские философы отличались от греческих в основном тем, что первостепенное значение они отдавали миру природы. Географические сочинения китайских ученых можно разделить на 8 групп: 1) работы, посвященные изучению людей; 2) описание районов Китая; 3) описание других стран; 4) о путешествиях; 5) книги о реках Китая; 6) описание побережий Китая; 7) краеведческие работы; 8) географические энциклопедии. 

Древние римляне в отличие от древних греков были большими прагматиками. Они, главным образом, собирали разные сведения о странах, а греки больше склонялись к обобщению материалов. Древние китайцы сочетали эти черты вместе. СЭГ является древней наукой, т.к. жизнь и производственная деятельность человечества неотрывно от природной и общественной среды, поэтому общество стремилось их активно изучать. Практические требования в античный период заставляли изучать природные условия, население, природное богатство, населенные пункты и пути сообщений, хозяйство своих и соседних стран.

Развитие географических идей в Средневековье

В период раннего средневековья производственные силы были слаборазвиты – наука находилась под воздействием религии. В христианской Европе восприятие о мире уменьшилось до размеров, освоенных человеком землях. Большинство материалистических идей античных ученых считались еретическими. В то время религия сопутствовала развитию новых знаний: в монастырях возникали летописи, описания, книги. Для этого периода характерна изоляция, разъединение и массовое невежество людей. Крестовые походы поднимали со своих мест жительства большие массы людей, которые покидали свои родные места. Возвращаясь, домой они привозили богатые трофеи и сведения о других странах. В этот период большой вклад в развитие географии внесли арабы, норманны и китайцы. В средневековье географическая наука Китая достигла больших успехов. Между античностью и средневековьем не существовало глубокой пропасти, как это считалось среди большей части ученых. В Западной Европе были известны некоторые географические идеи античного мира. Но в то время ученые еще не были знакомы с сочинениями Аристотеля, Страбона, Птолемея. Философы этого времени пользовались в основном пересказами сочинений комментаторов текстов Аристотеля. Вместо античного природоведческого восприятия природы существовало мистическое  ее восприятие.

В период раннего средневековья, начиная с VII в., большую роль сыграли арабские ученые. С расширением арабской экспансии на Запад они познакомились с сочинениями античных ученых. Географический кругозор арабов был широкий, они торговали со многими средиземноморскими, восточными и африканскими странами. Арабский мир был «мостом» между западной и восточной культурами. В конце XIV в. арабы внесли большой вклад в развитие картографии.

Некоторые современные ученые считают Альберта Великого первым европейским комментатором сочинений Аристотеля. Он давал характеристику различных местностей. Это было время собрания нового фактического материала, время эмпирических исследований с использованием аналитического метода, но со схоластическим вкладом. Наверно, именно поэтому этой работой занимались монахи, которые возродили некоторые идеи античной географии.

Развитие экономической географии некоторые западные ученые связывают с именем Марко Поло, который написал книгу о жизни в Китае.

В XII-XIII вв. в Европе начал проявляться некоторый экономический подъем, что отразилось в развитии ремесла, торговли, товарно-денежных отношений. После XV в. географические исследования остановились и в Китае, и в мусульманском мире. Зато в Европе они начали расширяться. Основной действующей силой этого было распространение христианства и нужда в драгоценных металлах и острых приправах. Эпоха Великих географических открытий дала мощный толчок общему развитию общества и также наук общественного направления.

В период позднего средневековья (XIV-XV вв.) начинает формироваться СЭГ как наука. В начале этого периода в развитии географической науки обнаружилось стремление к «исторической географии», когда исследователи искали местонахождение объектов, о которых говорили в своих сочинениях античные мыслители.

Некоторые ученые считают, что первой в истории экономико-географической работой  является сочинение итальянского географа Гвиччардини «Описание Нидерландов», которое вышло в свет в 1567 г. Он дал общую характеристику Нидерландов, в том числе анализ географического положения, оценку роли моря и в жизни страны, состояние мануфактур и торговли. Большое внимание уделялось описанию городов, а особенно Антверпену. Работа была проиллюстрирована картами и планами городов.

Теоретическое обоснование географии как науки впервые сделал в 1650 г. В Нидерландах географ Б. Варениус. В книге «Общая география» он подчеркнул тенденцию дифференциации географии, показал связь между географией конкретных мест и общей географией. По Варениусу, работы, которые характеризуют особые места, необходимо относить к специальной географии. А работы, которые описывают общие, универсальные законы, которые подходят ко всем местам, – общей географии. Варениус считал специальную географию наиболее важной для практической деятельности, особенно в отрасли торгово-экономических отношений между странами. Общая география дает эти основы, и их необходимо укоренять в практике. Таким образом, Варениус определил предмет географии, основные методы изучения этой науки, показал, что специальная и общая география представляют собой две взаимосвязанные и взаимодействующие части целого. Варениус считал необходимым давать характеристику жителей, их внешности, ремесла, торговли, культуры, языка, способов руководства или государственного строения, религии, городов, значимых мест и знаменитых людей.

В конце средневековья географические знания с Западной Европы достигли территории Беларуси. Бельский в 1551 г. издал первое сочинение на польском языке по всемирной географии, которое позднее было переведено на белорусский и русский языки, что свидетельствовало распространению в Восточной Европе знаний о великих географических открытиях и разных стран мира.  

 

Социально-экономическая география в XVIII веке

В XVIII веке сформировались первые научные школы в географии: русская, немецкая и французская. С развитием капитализма во многих странах Европы стал очевиден конец «классической географии», основанной на идеях античности и позднего средневековья. Наступил новый этап, который в западной географии называется «новой географией». Этот этап охватывает XIX – XX вв. Вместо людей с энциклопедическими знаниями появились узкие специалисты. Общая география разделилась на две части: физическую и экономическую географию, которые в свою очередь начали делиться на свои сложные части. Такая дифференциация науки – процесс объективный, о нем говорил еще Варениус в XVII в. Появилась целая система географических наук, СЭГ стала многоотраслевой наукой, некоторые отрасли стали самостоятельными. Для периода «новой географии» характерна конкуренция идей и взглядов. В XVIII в. произошло критическое переосмысление идей, которые существовали в то время. В этот период сделаны первые шаги в направлении научного изучения народонаселения, которые многие связывали с распространением идей Мальтуса. Впервые в этой отрасли знаний были предложены методы статистических исследований при изучении населения. В 1741 г. Зюльсмих в Германии отметил наличие статистических закономерностей в демографических исследованиях. В 1792 г. Бюшинг впервые употребил показатель плотности населения в качестве географической характеристики. Также им впервые был введен принцип экономической взаимосвязи стран мира. Таким образом, можно сказать, что Бюшинг внес большой вклад в развитие русской географии.

Русские ученые Татищев и Ломоносов заложили фундамент к началу развития русской экономической географии. Они впервые определили главное направление этой науки, ее суть, место во всей науке, разработали основные методы исследований и их направления. Впервые были высказаны идеи о географическом разделении труда. Татищев, на основе Варениуса, предложил трехмерную классификацию географических наук. Он определил политическую географию (нынешняя СЭГ), а по масштабам исследований им были введены генеральная, краеведческая и региональная география. Экономическая география, по Татищеву, есть наука, которая занимается описанием городов, пристаней, больших и маленьких поселений т.д. В качестве объектов исследования у него выступала сеть населенных пунктов, население как производственная сила, местность, которая специализируется на тех или иных видах производства, экономические пункты производства, изменение всех перечисленных выше объектов во времени. Ломоносов считал целесообразным исторически подходить к географическим явлениям, чтобы можно было сравнить современную географию с предыдущей. В 1760 г. он впервые в современной науке употребил термин «экономическая география». По его мнению, география состоит из географии математической, физической и экономической. Для ученых Западной Европы понадобилось более 100 лет, чтобы принять термин «экономическая география». Также Ломоносов занимался проблемой разделения труда.

Формирование научных школ в географии, их сущность и значение

На протяжении XVIII в. "человеческий" раздел страноведения, определенный Варениусом, получает самостоятельное значение в виде экономической географии. В этот же период формируются первые национальные экономико-географические школы: русская, немецкая, французская. Из них наиболее существенный вклад в развитие теории экономической географии внесла русская экономико-географическая школа, представители которой, прежде всего, отличались гораздо большей широтой мышления с точки зрения развития экономико-географических концепций. В то же время французская школа "географии человека" и немецкая "культурного ландшафта" преимущественно акцентировали свое внимание на подробных описательных характеристиках экономико-географических явлений и живописном описании стран. Французская школа (Ж.-Ж. Савари и др.) создала коммерческую географию, но с течением времени центр ее изучения перешел в Великобританию.

Немецкая школа (Г. Ахенваль, И. ЗюльсмихА. Бюшинг и др.) ограничивалась сбором многочисленных справочных данных по разным странам Европы. В результате немецкими исследователями была создана описательная (камеральная) статистика, из недр которой с течением времени вышли самостоятельные науки (статистика, государственное право), а то, что осталось, стало экономической географией.

Основной предпосылкой быстрого развития экономической географии в России и успехов, достигнутых русской экономико-географической школой, послужило интенсивное развитие хозяйства страны в этот период времени, связанное с так называемой "Петровской эпохой". Достаточно отметить, что во второй половине XVIII в. внешнеторговый оборот России вырос в пять раз, по сравнению с его началом. Еще быстрее развивалась внутренняя торговля, которая в пять раз превосходила объем внешнеторгового оборота.

Наиболее известными представителями русской экономико-географической школы являются Иван Кириллович Кирилов, Василий Никитич Татищев и Михаил Васильевич Ломоносов. Основываясь на результатах предыдущих исследований, именно представители русской экономико-географической школы определили основные направления развития этой науки, раскрыли ее сущность, место в системе других наук, разработали ведущие направления и методы исследований, отвечающие тому периоду времени. Они руководствовались при этом необходимостью научного анализа территориального разделения труда в пределах России.

Иван Кириллович Кирилов – один из наиболее известных русских географов начала XVIII в., выдвинутых эпохой петровских преобразований.  Дата рождения и другие факты из его жизни до 1712 г. не установлены. Известно лишь, что он не знатного происхождения, родился в семье священника и какого-либо систематического образования не получил. Все его успехи в трудовой и научной деятельности – результат способностей и трудолюбия. С 1712 г. И.К. Кирилов начинает службу в правительственном сенате, работая на разных должностях. С начала 1720-х гг. возглавляет астрономические, топографические и картографические работы, принимает участие в организации ряда крупных экспедиций, в том числе Второй Камчатской. С 1734г. по собственной инициативе возглавлял Оренбургскую экспедицию, которая осуществляла военные, экономические и научные исследования. Кирилов ушел из жизни в 1737 г. Наиболее известная из его научных работ – «Цветущее состояние Всероссийского государства», в которой он осуществил первое систематическое описание России с довольно полной  сводкой имевшихся на тот период времени статистических, экономических и географических данных. Заслугой И.К. Кирилова является начало работы по составлению первого Атласа России. Предполагалось его издание в 3-х томах по 120 карт в каждом. Однако при жизни этого ученого было составлено и издано только 30 карт.

Одним из основателей научной географии в России является Василий Никитич Татищев (1686-1780 гг.). Его родиной был Псков. По происхождению В.Н. Татищев – представитель знатного, но к тому времени обнищавшего дворянского рода. Высшее образование получил в Московской артиллерийской и инженерной школе, которую возглавлял известный представитель Петровской эпохи Я.В. Брюс. С 1704 по 1719 г. состоял на военной службе. В этот период принимал участие в осаде и взятии Нарвы, в Полтавской битве и Прутском походе. С точки зрения научных направлений, занимался геологией, картографией, экономикой, археологией, этнографией, филологией,, правоведением. Однако наибольший научный вклад внес в развитие истории и географии.

В 1719 г. В.Н. Татищев получил личное указание Петра I о написании истории и географии России для организуемых в этот период времени так называемых Петровских школ. Однако вскоре он назначается начальником Уральских заводов, вследствие чего поручение Петра I реально воплотилось в жизнь лишь в 1724 г. после издания работы В.Н. Татищева "История Российская". С исторической точки зрения она настолько сильна, что ее автора часто называют первым российским историком. Параграф 43 этой работы, названный "О географии вообще и о русской" имел исключительно большое значение для дальнейшего развития географической науки, в том числе экономической географии. В.Н. Татищев трактует географию как землеописание и, частично основываясь на научных взглядах Б. Варениуса, осуществляет трехмерную типологию географической науки. Сначала он подразделяет науку по масштабам исследований, выделяя:

- географию универсальную или генеральную, основной задачей которой является общее описание Земли и ее отдельных крупных частей;

- географию специальную или участную, которая, по его мнению, должна была заниматься описанием отдельных стран;

- топографию или пределоописание, в задачу которой вменялось описание частей стран, включая малые (топографические) территории.

Вторым критерием стало разделение географии по качеству, на основании которого В.Н. Татищев выделил географию физическую, политическую (в настоящее время, экономическую) и математическую (в настоящее время, картографию). Таким образом, он стал первым из ученых, кто гениально предвидел, в каких научных направлениях станет развиваться географическая наука.

Третьим критерием стало разделение географии "по времени". И это было исключительно важно, поскольку впервые в географических исследованиях был выделен один из важнейших принципов большинства научных разработок – принцип историзма.

Одной из заслуг В.Н. Татищева, несомненно, является впервые предпринятая им попытка сбора информации, которую предполагалось использовать для составления Атласа Российского, с помощью анкет. Однако, из-за большого объема (198 вопросов), эта анкета не была одобрена Российской Академией наук и распространялась только в Сибири. Однако и в этих регионах анкетирование не принесло ожидаемых результатов.

Наиболее ярким представителем русской экономико-географической школы является М.В. Ломоносов, который известен своими исследованиями и работами практически во всех сферах научных знаний. Первый российский академик, основатель МГУ, внесший существенный вклад в развитие разных научных направлений географии. Наряду с экономической, это гидрология, гляциология, геоморфология, почвоведение, ландшафтоведение и др. С 1757 г. М.В. Ломоносов становится во главе Географического департамента России, в числе основных задач которого в этот период времени было продолжение работы по составление Атласа Российского и организация географических экспедиций. Основываясь на опыте и ошибках В.Н. Татищева, для составления карт им была разработана анкета, включающая всего 30 вопросов. Они касались характеристики городов, природных ресурсов, промышленности, сельского хозяйства, путей сообщения и ряда других экономико-географических аспектов. И уже в данном случае опыт анкетного сбора географической информации принес положительные результаты. Большое внимание М.В. Ломоносов уделял изучению проблем народонаселения России. Результатом его исследований стала работа "О сохранении и размножении российского народа".

Реализуя свои научные идеи, М.В. Ломоносов непосредственно участвовал в выборе мест под строительство металлургических предприятий, уделяя при этом особое внимание наличию руды, топлива, путей сообщения и трудовых ресурсов. Таким образом, он является одним из основоположников разработки принципов размещения промышленного производства.

В 1760-1763 гг. под руководством М.В. Ломоносова были разработаны планы и маршруты нескольких географических экспедиций, которые состоялись уже после его ухода из жизни. Подводя итог научных достижений русской экономико-географической школы в развитии экономической географии, можно сделать вывод, что их результаты стали фундаментом для последующего комплексного географического описания России и послужили основой для большинства экономико-географических исследований XVIII и XIX веков.