Сравнение преимуществ и недостатков линейной и радиально-кольцевой пространственных структур города.

Полосовидная, или линейная структура. Возникает естественным образом, когда существуют препятствия для концентрического развития города, и он вытягивается вдоль крупной реки или морского побережья (Волгоград, Роттердам); или когда береговые горные хребты препятствуют его развитию в глубь территории (например, Неаполь, Сан-Франциско).

Санкт-Петербург возникал как «окно» в Европу на берегу моря в болотистой местности. Линейная композиционная структура в целом здесь сочеталась с самостоятельностью планировочных структур отдельных частей города. Главной осью города является правый луч Невского проспекта, продолженный Московским проспектом в сторону Москвы. Линейную открытую композицию имеют также Версаль и Париж.

Преимущество данной планировки с одной стороны в том, что такая схема удобна для создания инфраструктуры, функционального зонирования территории - в ней легко ориентироваться.

Недостатком же, с другой стороны, является то, что по мере расширения города резко увеличивается время на перемещение от его окраин к центру, а также усиливается тенденция к монотонности городских пейзажей.

Радиально-кольцевая планировка. Формируется на пересечении сухопутных трасс и водной артерии (например, Москва) и обладает такими достоинствами, как хорошая доступность центра города и значительная возможность пространственного расширения. Однако, неограниченное расширение этой структуры приводит к нарастанию экологических проблем, поскольку центр города оказывается максимально удаленным от естественного природного окружения.

Радиально-кольцевая система планировки является синтезом радиальной, идеальной для транспортных узлов планировки (рис.1) и классической цепи фортификационных сооружений (рис.2) .

К несомненным преимуществам радиально-кольцевой планировки следует отнести её компактность, быстроту внутригородского перемещения и неограниченные возможности роста во всех направлениях. Основным же недостатком данной планировки является неизбежность транспортной перегрузки центральной части города.