«Количественная революция» в географии и ее последствия

Большинство географов относятся к перевороту в своей дисциплине конца 1950-х и начала  1960-х годов как к количественной революции. Именно в этот период география народонаселения начала придавать особое значение анализу и интерпретации данных через математические и статистические модели и методы. Такие подходы наиболее часто и гораздо раньше использовались в физической географии, где точность научного экспериментирования, аккуратный экспериментальный расчет, тщательное измерение и пояснительное моделирование были особенно широко распространены. Иное положение наблюдалось в географии народонаселения. Значительная часть географии народонаселения носила скорее дескриптивный, чем аналитический характер, была скорее объяснительной, чем основанной на логике, и зависела от оценивающей экспертизы лиц, претендующих на особое знание определенных районов и региональных систем. Однако количественная революция представляла собой нечто гораздо большее, чем  простое введение математики и статистики в географию народонаселения. Параллельно с ней, а в некотором смысле и раньше ее происходила теоретическая революция, а математика и статистика были лишь необходимыми языковыми средствами, которые позволяли теоретической революции выйти на свет и развиваться. Более десятилетия, однако, теоретическая и количественная революция настолько тесно переплетались между собой, что лишь немногие могли увидеть разницу между ними.

В глазах многих географов предварительная теория и предварительные измерения, математическое моделирование и статистический анализ были идентичными. Провести дифференциацию означало осуществить полную философскую переориентацию данной дисциплины, поскольку позитивистская философия и научный метод рассматривались в качестве основных механизмов, с помощью которых теория и количественные методы  могли быть представлены и введены в употребление. Как случается с любым нововведением, нашлись новаторы, которые пошли за пределы дисциплины в поисках обучения, необходимого для стимулирования этого нового образа мышления. Подобные экскурсы были документально подтверждены Гоулдом (1985), Джонстоном (1979), Гейлом и Олсоном (1979), Амедео и Голледжем (1975) и др.