Экономика стран Зарубежной Европы

 

 В структуре экономики стран Западной Европы в течение последних десятилетий увеличивается значение сектора услуг при относительном снижении производственной сферы. Доля материального производства в ВВП европейских стран постоянно уменьшается, а нематериальных благ — растет. Ведущим сектором современной западноевропейской экономики стала сфера услуг. В пей занято более 65% работающего населения европейских стран. Предприятия сферы услуг обеспечивают около 70% ВВП стран Евросоюза.

Важную роль в сфере услуг играет торговля. Многие специалисты считают торговлю важнейшей частью процесса распределения. В характере современной торговли происходят существенные изменения, которые в Западной Европе нередко называют лаже коммерческой революцией.

В XX в. объемы торговли в странах Западной Европы выросли более чем в 9 раз (с 200,0 млрд. долл. В 1900 г. до 1802,0 млрд. долл. В 2000 г.). В этих условиях изменяются функции торговли, она уже не может ограничиваться лишь сбытом имеющихся в наличии товаров. Торговля активно влияет на процессы формирования ассортимента и распределения огромного числа произведенных товаров и услуг. Постоянный контакт с конечным потребителем, знание его предпочтений и требований, с одной стороны, и заинтересованность в повышении рентабельности своего предприятия — с другой, приводят к тому, что коммерсант становится важным связующим звеном между производителем и потребителем, вносит существенный вклад в ориентацию производства на более рациональное использование ресурсов.

Отрасли Зарубежной Европы: Добывающая, энергетика, металлургия, машиностроение, химия, строительная, пищевая, сельское хозяйство.

 

Экономико-географическая характеристика ЮАР

Территория — 1221 тыс. км2, население — 44,5 млн. человек.

Крупнейшие города: Йоханнесбург, Кейптаун, Дурбан, Порт-Элизабет. Административно-территориальное деление — 4 провинции. Территория Уолфиш-Бей, на которую претендует Намибия, с 1. XI 1992 г. находится под совместным управлением. В соответствии с концепцией апартеида на территории ЮАР были созданы по этническому признаку 10 административных образований для чернокожих (бантустанов), из которых 6 официально остаются в составе ЮАР (т. н. самоуправляемые территории Газаикулу, Кангване, Квазулу, Кваква, Квандебеле и Лебова), а 4 объявлены "независимыми государствами" (Транскей, Бопутатсвана, Венда, Сискей).

ЮАР на северо-востоке граничит с Мозамбиком и Свазилендом, на севере — с Ботсваной и Зимбабве, на северо-западе — с Намибией, которая с начала первой мировой войны была оккупирована и фактически присоединена к ЮАР и только в 1990 г. добилась независимости. Королевство Лесото полностью окружено территорией ЮАР. Южные границы протяженностью около 3 тыс. км проходят по Атлантическому и Индийскому океанам.

ЮАР — единственное в Африке высокоразвитое государство, относящееся к типу стран переселенческого капитализма. Юг континента издревле заселяли народы койсансиой семьи — бушмены и готтентоты, а к XVII в. эта территория была освоена негроидными народами — зулу, коса, суто, тсвана и др. Европейскую колонизацию региона начали голландцы, основавшие в 1652 г. Капскую колонию. На рубеже XVIII— XIX вв. она была захвачена Англией, которая чуть позже взяла под свой контроль Наталь. Противоречия между голландскими поселенцами (позднее получившими название буров, или африканеров) и английскими колониальными властями привели в конце 30-х годов XIX в. к массовому переселению буров в северо-восточную часть нынешней территории ЮАР («Великий трек») и их нашествию на земли коса, зулу и других народов банту. Там образовались бурские республики — Оранжевое свободное государство и Трансвааль, которые в результате войны 1899—1902 гг. были захвачены Великобританией. В 1910 г. английские Капская колония, Наталь и бывшие бурские республики были объединены в Южно-Африканский Союз (ЮАС), получивший статус доминиона Великобритании. Практика расовой дискриминации в конце 40-х годов XX в. была закреплена в качестве официальной политики «раздельного развития», или апартеида. В 1961 г. ЮАС вышел из британского Содружества наций и стал республикой — ЮАР.

Большую часть территории занимают равнинные плато высотой  1500—2000 м, с приподнятыми краями, особенно на востоке и юге (Драконовы — свыше 3,5 тыс. м и Капские горы — до 2,5 тыс. м). Низменности расположены только по узким прибрежным полосам.

Недра страны чрезвычайно богаты алмазами, золотом, платиной, урановой, железной и марганцевой рудами, хромитами, рудами цветных металлов, углем, асбестом. К недостаткам минерально-сырьевой базы следует отнести отсутствие месторождений нефти и газа. Энергетический потенциал рек также невелик.

Население. Для ЮАР характерен быстрый рост населения (2,4% в год) благодаря высокой рождаемости среди небелого большинства (около 3,5%), средняя продолжительность жизни — 63 года, однако если для белого населения этот показатель равен 73 годам, то для африканцев — только 57. Рост численности европейского и азиатского населения в прошлом шел преимущественно за счет иммиграции, однако с 60-х годов приток извне сократился. В начале 90-х годов положительное сальдо миграций составляло 5—6 тыс. человек в год. Этнический состав населения сложен. Более 85% граждан страны — чернокожие африканцы, принадлежащие к различным этносам, наиболее многочисленными из которых являются зулу — 38% численности группы, суто — 27%, коса — 11, тсонга — 6, тсвана — 6%. До недавнего времени все они были приписаны к «самоуправляемым территориям», за пределами которых их передвижение строго регламентировалось, или вовсе считались иностранцами — жителями марионеточных «независимых государств»: Транскея, Сискея, Венды и Бопутотсваны. Фактически подавляющее большинство африканцев концентрировалось в городах (точнее, в особых локациях, расположенных вокруг них), в горнорудных и сельскохозяйственных районах.

Численность жителей европейского происхождения составляет менее 15%, примерно для 60% из которых родным языком является африкаанс. Вторая по численности группа белого населения — этнические англичане. Имеются также достаточно крупные общины выходцев из Германии, Бельгии, Швейцарии, Италии, Франции, Скандинавии, Греции, которые обычно говорят как на обоих официальных, так и на родном языке. В стране есть и сильная еврейская община, в основном говорящая по-английски. 4/5 белого населения живет в Трансваале и на юге Кейпленда.

Южно-Африканская Республика - это экономический гигант в масштабах Африканского континента. Страна располагает крупным сельскохозяйственным сектором и экспортирует 142 вида, овощей и фруктов в 40 стран мира. Сфера обслуживания приносит 51% национального дохода, а промышленность - 31%. Однако ЮАР стала современным процветающим государством благодаря горнодобывающему сектору: 52% доходов от экспорта дают природные ресурсы. ЮАР - государство со сложившейся рыночной экономикой, благоприятным инвестиционным климатом, разумной налоговой политикой. Это страна с прекрасно организованными службами транспорта и связи; она славится четкостью и надежностью банковского обслуживания и страхового бизнеса. Южная Африка обладает высококвалифицированными кадрами специалистов и обширным рынком сравнительно дешевой рабочей силы. ЮАР входит в группу из 25 крупнейших мировых экспортеров. Доходы от внешней торговли достигают 50% ВВП, при этом объем экспорта превышает объем импорта. Основными торговыми партнерами ЮАР являются США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и Канада, и оборот внешней торговли с этими странами все увеличивается. Что же касается российско-южноафриканских торгово-экономических связей, то их пик приходился на 1993 г., когда объем торговли достиг 191 млн. долл., а затем начал снижаться. Ясно, однако, что ЮАР может занимать гораздо более заметное место в структуре российской внешней торговли.

Внешнеэкономические связи. На мировом рынке ЮАР выступает как поставщик минерального и сельскохозяйственного сырья. Однако удельный вес готовых изделий в экспорте постоянно растет. В импорте преобладают оборудование и средства транспорта, готовые промышленные изделия и некоторые виды продовольствия. Основные торговые партнеры — Великобритания, США, ФРГ, Япония. После отмены международных торговых санкций происходят значительные изменения структуры и направлений внешнеэкономических связей страны.

Экономико-географическая характеристика Турции

Площадь страны – 779 452 км2; население – 62 200 тыс. чел. Столица – город Анкара; официальный язык – турецкий; религия – 99% мусульман. Денежная единица: турецкая лира = 100 курушам.

Турция как и Россия расположена в 2-х частях света – Европе и Азии, разделённых важными торгово-экономическими и военно-стратегическими путями – проливами Босфор (Стамбульский), Дарданеллы (Чанаккале) и Мраморным морем.

Географическая особенность Турции – расположение на перекрёстке важных путей, соединяющих Европу с Азией.

В Европе расположено лишь 3% территории Турции (так называемая Восточная Фракия).

Азиатская Турция состоит из Малоазиатского (Анатолийского) полуострова. К западу от него много островов, часть из которых принадлежит Турции. Наиболее крупные из них – Гёнчеада и Бозджаада, оба расположены у выхода из пролива Дарданеллы в Эгейское море.

Береговая линия турецкого черноморского побережья малоизрезана, не имеет больших заливов, полуостровов и безопасных бухт, поэтому здесь нет и крупных портов.

Европейская и Азиатская части Турции отделены друг от друга проливами Босфор, Дарданеллы и Мраморным морем.

Население. Численность – 62 млн. 200 тыс. чел. (1995 г.). средняя плотность населения – 80 чел. на км2, наиболее плотно заселены Черноморское побережье, северо-запад страны и берега залива Искендерун.

Нация турков сложилась на основе среднеазиатских, малоазиатских, балканских и кавказских элементов.

До конца ХIХ в. у правящего класса турок-османов бытовало самоназвание «османлы» (по имени османа – основателя государства в ХIII в.), отсюда и европеизированный термин «оттомах»; «тюрк» – это презрительное название анатолийских крестьян. Однако после подъёма национального движения в конце ХIХ – начале ХХ в., желая как бы приблизиться к народу, правители страны снова воскресили забытое имя «тюрк». С этого времени страна стала называться «Тюркийе».

Около 85 % населения – турки. Точную цифру дать невозможно, т.к. при переписях не отмечается, к какому народу относит себя гражданин, все жители считаются турками.

Происходит естественная ассимиляция с турками малых этнических общностей, особенно в городах. В сельской местности они обычно проживают отдельно, поэтому ассимиляция затруднена. Кроме того мало ассимилируются религиозные меньшинства: греки (их число уменьшается из-за постоянной эмиграции), армяне (почти все живут в Стамбуле), евреи.

Огромную роль в жизни играет ислам. Несмотря на запреты многожёнства, в сельской местности она не редкость.

Полезные ископаемые. Турция богата полезными ископаемыми. Одни месторождения разрабатываются с давних времён, другие – с более поздних. Однако в годы войн и кризисов добыча ископаемых прекращалась или же сильно сокращалась. В целом же доля добывающей промышленности во всей промышленной продукции страны составляет (по стоимости) около 7% (1994 г.).

Каменный уголь – основное месторождение – близ г. Зонгулдак в Черноморском районе. Пласты угля тянутся на восток и вглубь страны на 200 км. Ширина месторождения в разных местах от 3 до 10 км. Это месторождение раскинулось на большой площади, но разрабатывается лишь частично в местах, близко расположенных к морю, и, следовательно, более доступных в транспортном отношении. Уголь зонгулдакского бассейна имеет высокое качество. Он залегает неглубоко, а произошедшие здесь сдвиги земной коры облегчают его добычу. Близость бассейна к берегу моря и к лесным массивам (удобство снабжения крепёжным лесом) создают дополнительные благоприятные условия для его эксплуатации. Каменный уголь был обнаружен около 100 лет назад.

Одно время большая часть каменного угля шла на снабжение морских судов, и на экспорт в страны Средиземного моря и Балканского полуострова. Сейчас главные потребители – внутри страны. Это население, промышленные предприятия, железнодорожный транспорт. В начале 90-х гг. добыча каменного угля составили 2,8 млн. т (в 1948 – 4 млн. т; в 1956 – 5,89 млн. т), что недостаточно даже для производства необходимого количества кокса. Запасы же оцениваются всего в 1,5-2 млрд. т, то есть весьма немного.

 Бурый уголь по времени происхождения относится к третичному периоду. Наиболее мощные запасы обнаружены в Западной Анатолии. Общие запасы лигнита в Турции составляют около 1,5 млрд. т. добыча составляет 57 млн. т (1994 г.) – районы Эльбистан, Кангал, Кютахья-Бурса, Сома и др.

Нефть – добывают на юго-востоке страны. Месторождения: Гарзан, Гермик, Раман. В 1994 г. добыча составила лишь 3,7 млн. т, что обеспечило лишь около 15% потребностей страны. В окрестностях Анталии найдены месторождения природного газа.

Железная руда – была известна ещё до возникновения в Турции и Европе металлургии. Из них на древесном угле выплавлялось железо, шедшее на изготовление различных орудий производства и оружия.

В то время как в Европе появились первые металлургические заводы, работающие на каменном угле, примитивная выплавка стали и железа в Турции прекратилась, и рудные богатства долгое время не использовались.

Железная руда залегает и разрабатывается в различных районах страны. Наиболее известные железорудные богатства и разработки находятся в Восточной Анатолии, в местечке Дивриги. Общие запасы составляют около 3 млн. т. На их долю приходится 80% добычи руды. Другое крупное месторождение: Хекимхан. Всего в стране добывается около 4 млн. т железной руды.

Хромиты – по их запасам Турция занимает одно из 1-ых мест в капиталистическом мире (делит примерно 4-5 места). Главное месторождение – Гулеман, на востоке страны. Здесь руда залегает на глубине всего 4-5 м и содержит до 60% окиси хрома. Второй крупный район залежей и добычи хромитов – Фетхис на юго-западе страны. Раньше хром Турции пользовался большим успехом на внешнем рынке, однако сейчас занимает относительно небольшую долю.

 Медь – в Турции насчитывается около 100 месторождений. Общий запас медной руды по приблизительным подсчётам составляет около 40 млн. т. Наиболее крупное месторождение находится в Эргани, у водохранилища Ататюрк. Площадь – 1 200 км2, содержание меди в рудах от 2 до 8%. Другие месторождения: Кюре, Мургул и т.д. В районах добычи руды имеются медеплавильные заводы.

Свинцово-цинковые руды. Самый распространённый тип цинковой руды в Турции – сфалерит, или цинковая обманка, содержащая помимо цинка большое количество свинца и примесей других металлов. Насчитывается более 200 месторождений сфалерита. Самые богатые месторождения: Балья, Эдремит, Дурсунбей, Болкар и др. Основные рудники расположены на западе страны.

В Турции так же добывают: сурьму (месторождения Турхал, Енидже), наждачный камень (возле Эгейского моря), вольфрамовые руды (в северо-западной Анатолии на склонах хребта Улудаг, содержание окиси вольфрама до 8%, общие запасы – около 5 млн. т; добыча руды – около 300 т в год.); ртутные руды (Халикей, Баназ, Сизма – на северо-западе Турции).

Мрамор – месторождения расположены главным образом в Западной Турции. Крупные залежи белого мрамора имеются на островах Мраморного моря, особенно на о. Мармара.

Соль – её добыча имеет огромное значение для Турции. Разработки ведутся с 1862 г. Главные запасы – на западных берегах озера Туз. Морская соль добывается в Чамалты (севернее Измира) на побережье Эгейского моря. Здесь на площади 14 км2 устроены солеварни. Здесь же имеется расфасовочный завод, выпускающий до 60 тыс. пакетов чистой столовой соли. Общая добыча соли – около 300-400 тыс. т 50% добычи приходится на морскую соль, около 20% - на озёрную. Калийная и озёрная соль Турции низкого качества, с горьким привкусом и идёт на внутреннее потребление. Часть соли идёт на экспорт – в Швецию, Бельгию и др. страны.

В больших количествах добывается сырьё для стройматериалов, огнеупоров и т.п.: мергель, известняк, туф, каолин, гипс, асбест, тальк, графит и др. 

Промышленность. Доля отдельных отраслей обрабатывающей промышленности в %% от общей стоимости 1990 г. составляет: металлургическая – 11, машиностроительная – 17, химическая – 14, нефтеперерабатывающая – 15, стройматериалов и фарфоро-фаянсовых изделий – 7, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная – 3, текстильная, швейная и кожевенно-обувная – 15, пищевая и табачная – 17.

Если говорить об истории возникновения промышленности Турции, то здесь издавна были развиты самые разнообразные ремёсла – ткацкое, кузнечное, столярное, керамическое производство и др. Однако они не выдержали конкуренции дешёвых европейских товаров и постепенно исчезли с рынка. Сохранилось только ковровое и керамическое производства.

Препятствием для развития промышленность был установленный в стране режим капитуляций, в силу которого с импортируемых товаров не брали больших таможенных пошлин. Отсутствие возможности оградить товары национального производства от конкуренции наводнивших рынок иностранных товаров явилось причиной слабого развития фабричного производства в Турции. Было построено только несколько небольших фабрик по переработке продукции сельского хозяйства, фабрики по выделке тканей, по производству строительных материалов, которые трудно и дорого вывозить из-за границы: строевой лес, цемент, кирпич и т.д.

Однако в ХХ в. промышленность получила новый импульс. Стали развиваться металлургия и машиностроение.  Начало создания этой отрасли было положено пуском в 1940 г. Карабюкского металлургического комбината. Он построен в районе Зонгулдакского каменноугольного бассейна, а основная масса железной руды завозится из Диврига по железной дороге. Комбинат включает ряд цехов, выпускающих сталь, чугун, прокат, проволоку, трубы, кокс, а также суперфосфат, серную кислоту и т.п.

За последние 20 лет Турция воспользовалась тенденцией к свёртыванию экологически опасной чёрной металлургии в развитых странах, чтобы активно развивать эту отрасль у себя и внедриться на рынок Европы и соседних стран. Производство стали выросло с 2,4 млн. т (1981) до 12,7 млн. т (1995). Половина этого количества производится на трёх государственных предприятиях: Карабюкском, Эреглийском и Искендерунском комбинатах полного цикла. Вторая половина – на 15 частных мини-заводах с дуговыми печами, возникших в последние годы главным образом в районе Измира. Сталь и прокат стали вторым продуктом турецкого экспорта после текстиля. Главная металлургическая база связана с Зонгулдакско-Эреглийским каменноугольным бассейном на побережье Чёрного моря и месторождениями бурого угля и ТЭЦ в Западной Анатолии.

В Сейдишехире (на юге Турции) действовало построенное при техническом содействии СССР предприятие алюминиевой промышленности. Выплавка меди производится в Мургуле, Эргани, Самсуне; выплавка свинца  и цинка – в Кайсери и Кебане; выплав5ка сурьмы и ртути – в Халикёйе.

Ведущее положение в машиностроении занимают производство и сборка транспортных средств. В авто- и тракторосборочной промышленности Турции активно действуют ТНК (Форд, ФИАТ, Рено, Мерседес, Даймлер-Бенц, Бритиш мотор, Крайслер и др.) Сборка транспортных средств в целом невелика и испытывает по годам резкие колебания. В середине 90-х гг изготавливалось по иностранным лицензиям около 15 тыс. грузовых автомобилей и тягачей, 5-7 тыс. автобусов, 160-200 тыс. легковых автомобилей, до 20 тыс. тракторов. Действовало 19 основных предприятий завершающей сборки – Стамбул, Бурса, Адапазары. Измир, Измит, Мерсин и др. В Турции созданы мощности по производству железнодорожных транспортных средств: СИДЕМАШ (в Сивасе), АДМАШ (в Адапазары) по производству грузовых и пассажирских вагонов, и завод ЭЛМАШ (в Эскишехире) по выпуску локомотивов.

Предпринимаются усилия по расширению мощностей и модернизации судостроительной промышленности. Она насчитывает свыше 10 предприятий государственного и частного секторов. Восемь наиболее крупных принадлежат государству (в том числе одно по производству подводных лодок). Сейчас в 40 км юго-восточнее Стамбула сооружается ещё одна верфь – в Тузлу, куда предполагается перенести основную базу современного судостроения. В течение последних десятилетий Турция создала собственное авиастроение в Эскишехире и Кайсери. В Мюрдете (под Анкарой) собираются «F-16». Имеется завод по сборке вертолётов.

Из промышленности стройматериалов следует отметить, прежде всего, цементную промышленность (29,4 млн. т цемента в 1994 г.), представленную в Даридже, Измире, Эскишехире, Адане. Кирпичные заводы есть в Стамбуле, Эскишехире, Анкаре, Сивасе.

В Сандыклы и на о. Мармара – мраморные заводы.

Деревообрабратывающая и целлюлозно-бумажная промышленность развита слабо, наиболее значимыми центрами являются крупные города – Стамбул, Анкара, Измир, Измит, Зонгулдак и др.

Из предприятий химической промышленности заслуживают внимания Стамбульский и Анкарский заводы резиновых изделий (производят галоши, сапоги, автопокрышки и т.п.), стамбульский завод был создан в 1932 г. с помощью Шведской компании. Он расположен в золотом Роге и работает на импортном сырье.

С 1934 г. в Турции в районе Антальи стали выращивать каучуконосное растение гвайюлу. Здесь же на местном сырье был построен завод сырого каучука.

Из других отраслей химии крупнейшим предприятием является Кютахийский азотный завод (в г. Кютахья), построенный в 1953 г., производящий аммиачный газ, азотные удобрения и другие химические товары. Второй центр химии: Измит. Здесь производят каустическую соду, хлор, серную кислоту, суперфосфаты.

Стекольная промышленность – сосредоточена в районе Стамбула. Здесь работает крупнейший в стране стекольный завод, построенный в 1935 г. На нём производятся бутылки, графины, рюмки, стаканы, вазы и др.

Советскими специалистами близ Измита был построен второй крупный стекольный завод.

В последние десятилетия, как и в других регионах, в Турции наибольшую роль приобретает переработка нефти. Её осуществляют 5 нефтеперерабатывающих предприятий с суммарной мощностью 33,5 млн. т нефти: государственные заводы в Батмане, Измире, Алиага, Мерсине. Потребности в газе удовлетворяются также за счёт продукции газовых заводов в Анкаре, Стамбуле, Измире и др. городах и сжижение попутных газов на НПЗ в Измире и Алиаге. С 1987 г. началось поступление газа из СССР (с 1991 г. из России), договор действует до 2012 г.

Производство электроэнергии в Турции достаточно велико и составляет 78,3 млрд. кВт×ч, из них 61% - на ТЭС, 39% - на ГЭС. ТЭС работает на природном газе и буром угле. Крупнейшие ГЭС расположены на р. Евфрат: Ататюрк (2 400 тыс. кВт×ч), Каракайя (1 800 тыс. кВт×ч), Кебан (1 240 тыс. кВт×ч).

Однако главнейшую роль в Турции имеют пищевая и лёгкая промышленность (около 35% всего производства).

Пищевкусовая промышленность даёт около 18% стоимости всей обрабатывающей промышленности. Она представлена мукомольной, сахарной, спирто-водочной, маслобойной, табачной, мясо-рыбной. Все они удовлетворяют спрос внутреннего рынка, причём мукомольная, маслобойная и табачная создавались ещё во времена Османской империи. Крупнейшие центры пищевой промышленности: Стамбул, Адана, Измир, Анкара, Конья и др. Центры табачной промышленности: Стамбул, Измир, Самсун.

Основные экспортные отрасли Турции – текстильная, швейная, кожевенно-обувная промышленность. Она производит следующую продукцию: хлопчато-бумажную и шерстяную (в т.ч. мохер) пряжу и ткани; ткани из искусственного волокна, трикотаж, швейные изделия. Кожевенные изделия, обувь. Крупные центры: Стамбул, Адана, Измир, Бурса и др.

Сельское хозяйство. Сельхозугодья занимают около ½ всей территории страны, в том числе: пахотные земли – 32%, сады и виноградники – 4%, естественные пастбища – 16%.

Большая часть обрабатываемых земель (около 90%) находится в частном владении. Государственный земельный фонд охватывает все леса, небольшую долю (до 10%) пригодных к обработке земель и все пустоши. Пастбища и луга находятся в общем владении и пользовании жителей деревни.

В аграрных отношениях сохранились феодальные пережитки – батрачество с наделом, отработки за воду и землю, долговая кабала.

С целью разрядить политическую атмосферу в деревне в 1984 г. был принят закон о землеустройстве на орошаемых землях, с помощью которого малоземельные и безземельные крестьяне переселились в новые колонизуемые районы национальных меньшинств.

Ведущие отрасли сельского хозяйства – растениеводство, дающее более 60% (по стоимости) сельхозпродукции.

Турция – страна преимущественно богарного земледелия, однако площадь орошаемых земель (около 18% обрабатываемых земель) постоянно растёт благодаря созданию водохранилищ и оросительных систем. Например, водохранилище Ататюрк на р. Евфрат позволяет оросить большую часть засушливого плато Урфа.

В посевах преобладают зерновые культуры (пшеница, ячмень, кукуруза). Среднегодовой сбор зерновых составляет около 32 млн. т, что вполне удовлетворяет потребности населения. Основной район товарного производства пшеницы и ячменя – Анатолийское плоскогорье; другие важные районы – северо-запад и юго-восток страны. Кукуруза выращивается на Черноморском побережье.

 Из технических культур важнейшими являются хлопчатник, сахарная свёкла, подсолнечник, табак.

Животноводство Турции в целом не отличается высокой продуктивностью ввиду слабости кормовой базы. В поголовье скота резко преобладают овцы (почти 36 млн. голов), которых разводят повсеместно. КРС (12 млн. голов) разводят на севере страны (причерноморский бассейн и побережье Мраморного моря). На Анатолийском плоскогорье разводят знаменитых ангорских коз, дающих ценную шерсть – «ангору» или «мохер». Велико поголовье домашней птицы (около 184 млн.). Птицеводство распространено в основном в Черноморском и Мраморноморском районах.

В ряде районов заметное место  пчеловодство и шелководство. Мёд Эгейского и Мраморноморского районов, и Антальи относится к высококачественным ароматным сортам. К опьяняющим сортам относится мёд восточных районов.

Рыболовство практически ограничено Чёрным и Мраморным морями и большой роли в хозяйстве не играет.  Основные рыболовные порты: Трабзон и Стамбул.

 

Экономико-географическая характеристика стран Юго-Восточной Азии

 

Юго-Восточная Азия (ЮВА) — крупный историко-культурный регион мира, включает полуостров Индокитай, острова Малайского архипелага, а также западную часть острова Новая Гвинея. Общая площадь около 4,5 млн. км2 (3% суши), население свыше 480 млн. человек (более 8% населения Земли). Расположенные здесь десять государств (см. табл. 50), сильно различающиеся по размерам территории и населения, социально-экономическому развитию, объединяет длительная общность исторических и этнокультурных процессов.

Географическое положение Юго-Восточной Азии между бассейнами Тихого и Индийского океанов, в зоне влияния великих мировых цивилизаций Индии и Китая на протяжении всей ее истории играло важную, нередко ключевую роль. Через регион, как через мост, прошли несколько волн расселения людей из Евразии в Австронезию. В эпоху развития мореплавания в Индийском океане и Великих географических открытий ЮВА стала важным звеном в мировой торговле и мореходстве. Дальнейшее развитие модифицировало обусловленные географическим положением функции, но оно стабильно остается высоко значимым фактором.

Природные условия и ресурсы. Несмотря на огромные размеры и территориальную дробность, природа стран региона несет в себе черты сходства, обусловленные в первую очередь положением в жарком климатическом поясе с преобладанием пассатной и муссонной циркуляции воздушных масс, сходным геологическим и геоморфологическим строением, приморским положением всех, кроме Лаоса, стран.

Юго-Восточная Азия располагает разнообразными полезными ископаемыми, по запасам и добыче ряда из них занимая важные позиции в мире. Региону принадлежит первое место в мире по запасам олова, месторождения которого связаны с мезозойской складчатостью в осевой части полуостровов Индокитай и Малакка и на индонезийских островах Риау, Банка, Белитунг, Синкеп. В комплексе с оловянными в Таиланде залегают сурьмяные руды (первое место в Азии и второе место в мире по запасам). Имеются залежи бокситов в Индонезии, на Филиппинах и в Малайзии, полиметаллов — в странах Индокитая. Значительны запасы никеля и меди, главные месторождения которых находятся на островах Самар и Лейте (Филиппины) и острове Сулавеси (Индонезия). Филиппины богаты также хромовыми, железными, Индонезия — марганцевыми рудами. Важное значение имеют вольфрам (Мьянма, Таиланд), кобальт, молибден, ртуть (Филиппины), титан (Таиланд). Железные руды есть во Вьетнаме. С древности известны месторождения золота в Мьянме, на Филиппинах, в Индонезии, серебра в Мьянме, Вьетнаме, на Филиппинах.

Нефтегазоносный пояс, приуроченный к внутренним прогибам на суше и в зоне шельфа, протянулся от Верхней Бирмы (Мьянма) и Северного Таиланда через полуостров Малакка к островам Суматра и Калимантан. Весьма перспективно на нефть и газ Южно-Китайское море, где с помощью международных компаний ведут разведку все государства его акватории. (Претензии Китая, Вьетнама, Тайваня, Филиппин, Малайзии и Индонезии на суверенитет над небольшими островами и банками неоднократно выливались в политические и вооруженные конфликты).

Суммарные разведанные запасы нефти в регионе оцениваются в 2 млрд т, газа — свыше 3 трлн м3; большая часть их приходится на Индонезию (на острове Суматра находятся крупнейшие в регионе месторождения нефти — Минас и газа — Арун), Малайзию, Бруней.

Во Вьетнаме и Индонезии имеются крупные месторождения каменного угля. Урановые руды обнаружены в Индонезии (о. Калимантан) и на Филиппинах (о. Лусон).

Общая характеристика хозяйства. Страны Юго-Восточной Азии значительно различаются по уровню и типу социально-экономического развития. Унаследовав от колониального периода более или менее однотипные экономические структуры, в годы независимости они развивались различными путями и темпами, что обусловлено многими факторами, среди них определяющие — людской и ресурсный потенциал, историко-культурные особенности, внутри- и внешнеполитическая ситуация.

К числу наиболее бедных, с душевыми показателями ВВП не только ниже средних по миру, но и ниже «черты бедности», относятся Вьетнам, с 1975 г. существующий как единое социалистическое государство, Лаос, Камбоджа, Мьянма, также провозглашавшие своей целью развитие плановой экономики и построение социализма. Негативное влияние на экономику этих стран оказали и продолжают оказывать гражданские войны, внешняя агрессия, политическая нестабильность. В этих четырех странах существует смешанная экономика с большой ролью государственного сектора, развивающимся кооперативным сектором при сохранении мелкотоварного кустарного производства и патриархального уклада в сельском хозяйстве. С конца 80-х годов возникли политические условия для преодоления закрытости экономики этих стран, их интеграции в мировое хозяйство. Более половины стоимости ВВП и от 60 до 90% занятости в них дает сельское хозяйство. В структуре промышленности преобладают первичные отрасли, переработка сельскохозяйственного сырья и производство потребительских товаров для местного рынка. Развитие остальных стран региона, составляющих ядро АСЕАН, характеризуется распространением капиталистических отношений во всех сферах экономики, трансформацией их роли в МРТ от «чистых» поставщиков сырья в источник дешевой и грамотной рабочей силы, причем, в отличие от большинства развивающихся стран, происходит не отток рабочих рук, а приток в регион инвестиций, создающих рабочие места для них. Определяющей в развитии экономики этих стран стала индустриализация, в процессе которой произошли коренные изменения в структуре производства и экспорта. Наблюдается рост национальной буржуазии, которая под защитой государственного протекционизма потеснила «хуацяо». В то же время в большинстве стран сохраняются докапиталистические уклады. Самым существенным сдвигом в структуре хозяйства этих стран было сокращение доли сельского хозяйства при росте доли промышленности, в первую очередь обрабатывающей. Характерен также рост сферы услуг, которая отчасти традиционно поглощает избыточную рабочую силу. Качественные изменения заключаются в возникновении, наряду с типичной для стран Востока сферой личных услуг, торговли вразнос и т. п., современной, технически оснащенной отрасли финансовых, кредитно-банковских, информационных, коммуникационных, туристских услуг. В то же время структура занятости меняется не столь кардинально. Структурная перестройка и практически все экспорто-ориентированное развитие происходят при активном участии иностранного капитала. В первоначальный период независимого развития страны региона сохраняли связи преимущественно с бывшими метрополиями, основной приток капиталов шел в традиционные отрасли колониальной специализации: горнодобывающую и аграрную. Впоследствии произошло перераспределение потоков иностранного капитала в направлении трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, а абсолютными лидерами по объему инвестиций и числу проектов стали США и Япония. Значительная часть произведенной при участии иностранного капитала продукции потребляется на потенциально емких внутренних рынках региона, часть ее поступает в третьи страны; продукция наиболее передовых отраслей (как правило, узкоспециализированная) по каналам внутрифирменной торговли возвращается в страны-инвесторы или на сборочные предприятия ТНК в других странах.

В первые десятилетия независимого развития в этих странах была велика экономическая роль государства, в ключевых отраслях сформировался государственный сектор (энергетика, горнодобывающая, транспорт). В последние годы повсеместно наблюдается либерализация деятельности частного сектора, иностранных инвестиций, усиление финансовых и рыночных методов управления экономикой. Особенно быстро развивается частный сектор в обрабатывающей промышленности.

Государство играет активную роль в разработке экономической политики, выработке гибкого инвестиционного и налогового законодательства, принимая на себя осуществление инфраструктурных проектов, проведение региональной политики.

Экономико-географическая характеристика Новой Зеландии

Новая Зеландия – государство в юго-западной части Тихого океана. Расположено на двух больших островах (Северный и Южный), разделенных проливом Кука, и ряде более мелких соседствующих островов (Стюарт, Чатем, Кермандек, Кэмпбелл и др.). Площадь – 270 530 кв.км. (74 место в мире). Население – 3,9 млн. чел. (2004). Из них 79,5% - выходцы из Европы, гл. образом из Великобритании, 14% - маори (коренные жители), 7,5% -представители азиатских, полинезийских и других этнических групп. Ежегодный прирост населения – 1%. Плотность – 14,2 чел./км2  Столица – Веллингтон (326 000).

Объем ВНП — 81,5 млрд. долл. По ППС, на душу населения — 21 113 долл. Денежная единица — новозеландский доллар, который равен 0,48 доллара США (2004 г.). Темпы экономического прироста в 2000—2004 гг. составляли в среднем за год 3,2% против 1,7% в 1980-е и 3,0% в 1990-е годы.

Экономическая политика базируется на принципах либерализации. Предпринимательская роль государства сократилась. В области налогово-бюджетной сферы проводится политика сдерживания государственных расходов и снижения налоговых ставок. Объем налоговых поступлений в 2003 г. составил 31,5% ВВП. Социальная сфера — на уровне развитых стран. Безработица – 4,3% (2004 г.).

Отраслевая структура экономики. Доля услуг составляет 69% ВВП, промышленности и строительства — 23%, сельского хозяйства — 8%. В промышленном производстве 5% ВВП приходится на долю добывающей промышленности, так как имеются месторождения полезных ископаемых — титано-магнетитовые пески, природный газ, каменный уголь, железная руда. В обрабатывающей промышленности (17,4% ВВП) ведущее место занимают отрасли, связанные с переработкой сырья: пищевая (25%), целлюлозно-бумажная (10,3%), легкая промышленность (8,8%). Мировое значение имеет сельское хозяйство. Новая Зеландия — крупнейший мировой производитель масла, говядины, баранины, шерсти (ежегодно производит свыше 1 млн. т мяса, более 200 тыс. т шерсти).

Транспорт и связь. Страна обладает разветвленной транспортной системой и высоким уровнем связи. Хорошо развит авиационный транспорт, дороги с твердым покрытием составляют 58%.