Специфика транспорта как отрасли материального производства

В отраслевой структуре экономики транспорт выделяется как отрасль материального производства, хотя он не создает материальные блага, а лишь перемещает их от производителя к потребителю. Правомерность включения транспорта в производственную сферу обусловлена учетом следующих обстоятельств:

-   во-первых, перевозка грузов – это прямое продолжение производственной деятельности, так как продукт любого рода считается полностью произведенным, готовым к потреблению только тогда, когда он доставлен потребителю;

       - во-вторых, транспорт, сам не производя продукт, активно участвует в его создании, обеспечивая материальное производство сырьем, материалами, оборудованием и т.п.;

-  в- третьих, продукцией транспорта (транспортной работой) является перемещение грузов, а   также людей, осуществляющих поездки с трудовыми целями. При этом создается новая стоимость в виде транспортных издержек, которая как транспортная составляющая включается в себестоимость произведенной продукции.

Таким образом, транспорт вполне обоснованно может рассматриваться как отрасль материального производства, так как он не только участвует в производстве материальных благ, обеспечивая предприятия сырьем, материалами и оборудованием, но и создает новую стоимость, продолжая процесс производства на стадии продвижения произведенной продукции к потребителю.

Специфика транспорта как отрасли материального производства состоит в следующем:

1) создаваемая на транспорте стоимость заключается именно в перемещении грузов и пассажиров. Причем создание и потребление этой стоимости не разделяется во времени и пространстве, а происходит синхронно, в одно и то же время, в одном и том же месте;

2)             приращение капитала на транспорте всегда происходит только в денежной форме, а не в товарной, как в промышленности и сельском хозяйстве;

3)             как и в других отраслях экономики, цена транспортной продукции формируется на основе  закона стоимости, принимая при этом особую форму тарифов и фрахтов;

4)             количество труда, затрачиваемого на перевозку грузов, зависит не от их стоимости, а от веса и расстояния;

5)             транспорт вовсе не потребляет природного сырья, зато использует огромное количество топлива, электроэнергии, стали, синтетического каучука, смазочных масел и других материалов;

6)             наконец, специфическими являются и формы размещения. Для транспорта характерны только линейные, неразрывные формы размещения, тогда как для промышленности – дискретные, а для сельского хозяйства –площадные.