Особенности размещения транспорта. Региональные различия в уровне развития транспортной системы РФ

   Особенности размещения транспорта

Специфика транспорта как отрасли материального производства проявляется и в размещении отраслей транспортного комплекса. В отличие от отраслей промышленности размещение по видам транспорта определяется не обычными факторами размещения (сырьевой, топливно-энергетический, потребительский и т.д.), учитываемыми при выборе вариантов размещения тех или иных отраслей и производств, а, прежде всего, физико-географическими условиями строительства соответствующих транспортных магистралей и природно-географическими условиями функционирования того или иного вида транспорта.

Так, на развитие и размещение морского транспорта большое влияние оказывает конфигурация материков, определяющая длину пути морских судов. Особое значение для устройства портовых сооружений имеет изрезанность береговой линии: в удобных бухтах для устройства портовых сооружений требуется меньше затрат. По местоположению относительно морского побережья различаются порты: береговые, устьевые и внутренние.

Береговые порты бывают: а) открытые – создаются непосредственно на открытом морском берегу и требуют устройства более или менее развитых оградительных сооружений (Одесса); б) полузакрытые сооружаются в естественно защищенной бухте или под защитой выступов самого берега и требуют иногда лишь небольшой искусственной защиты (Новороссийск); в) закрытые – размещаются в лагунах и прибрежных озерах; портовая территория располагается по побережью лагуны или озера и по каналу, соединяющему их с морем; г) островные – создаются на естественных или искусственно образованных островах недалеко от берега (г. Кемь).

К устьевым портам  относятся: Санкт-Петербург, Ростов, Николаевск-на-Амуре.

Внутренние морские порты располагаются на реке или искусственном судоходном канале на значительном расстоянии от моря (Игарка).

Для морского транспорта большое значение имеет глубина морей и океанов. Мелководье ограничивает судоходство, лимитирует прохождение судов через проливы и каналы, особенно крупнотоннажного танкерного флота (с осадкой более 12м), замедляет скорости движения судов, требуют значительных дополнительных средств на сооружение портовых устройств и проведение, в случае необходимости, дорогостоящих дноуглубительных работ.

Все моря России частично или полностью замерзают зимой. Наиболее тяжелые ледовые условия имеют моря Северного Ледовитого океана, где к востоку от Карских ворот большая часть акватории и летом покрыта плавучими льдами.

Нормальная навигация (без ледоколов) на Белом море продолжается 6-7 месяцев, на трассе Северного морского пути - с июня по октябрь. Юго-западная часть Баренцева моря у северных берегов Кольского полуострова не замерзает. Срок нормальной навигации на Балтийском море в Финском заливе у Санкт-Петербурга –7-8 месяцев. Замерзает северная часть Каспийского моря. Во многих портах ледоколы поддерживают навигацию круглый год.

Для плавания судов в мелководных морях имеет значение колебание уровня моря. Уровень воды изменяется под влиянием ветров, приливов и отливов и притока речных вод в устьях рек, где расположены морские порты. В мелководном Азовском море ветры, дующие с берега, резко понижают уровень воды, ухудшая и без того неблагоприятные условия плавания.

Приливы и отливы в некоторых морях весьма значительны и достигают у Мурманска 4 м, в Горле Белого моря – 6, в Гижигинской и Пенжинской губах Охотского моря (залив Шелихова) – 13 м. Приливно-отливные течения особенно стремительны в лабиринтах Шантарских островов (Охотское море). Здесь величина прилива достигает 8-9 м и вода в проливах движется со скоростью 12-16 км/час.

Густые туманы неблагоприятны для плавания и для работы порта, они снижают его пропускную способность. Туманы особенно характерны для арктических морей; там они чаще всего бывают как раз в навигационный период ( в июле и августе).

Морские течения влияют на замерзаемость морей, принося холодные или теплые массы воды, сказываются они также и на скорости судов. При рейсе против течения приходится преодолевать сопротивление воды, больше расходовать горючего.

Речной транспорт. Для речного судоходства также необходимо, чтобы реки имели достаточные глубины. Ширина реки должна допускать расхождение двух встречных судов. Многие реки России имеют в естественном состоянии эти навигационные качества; часть рек почти ежегодно нуждается в расчистке фарватера и углублении перекатов.

Сезонное колебание уровня воды в реках влияет на выбор типа причальных сооружений и их размещение. Из-за замерзания рек речные пути России, также как и многие морские нельзя использовать круглогодично. Поэтому водный транспорт играет в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии.

Для России, с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния, первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками.

К таким видам транспорта в первую очередь относится железнодорожный транспорт. Вместе с тем, строительство и эксплуатация железных дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах, рельеф местности влияет на объем земляных работ при постройке дорог.

При выборе трассы железной дороги и ее строительстве учитывается возможность карстовых явлений, осыпей, обвалов, необходимость прокладки тоннелей. Сильная расчлененность местности гидрографической сетью увеличивает расходы на строительство мостов.

Неблагоприятные климатические условия значительно затрудняют строительство и эксплуатацию дорог. На основной части территории России зимы довольно продолжительные и суровые, с сильными морозами, метелями и снежными заносами.

Сильные морозы увеличивают расход топлива на обогрев пассажирских вагонов. Температурный и водно-грунтовый режим обусловливает образование пучин на дорогах, которые деформируют земляное полотно.

На огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока размещение железных дорог осложняет вечная мерзлота, требующая соблюдения особых технических правил их сооружения.

На строительство и эксплуатацию автомобильных дорог влияют те же климатические факторы, что и на железных дорогах: снежные заносы, температура воздуха, метели, дожди, гололедица и т.д.

Кроме того, стоимость строительства дорог зависит от расположения месторождений строительных материалов. Например, обширные пространства Западно-Сибирской низменности не имеют гравия и выхода месторождений каменных материалов, необходимых для прокладки железных дорог с твердым покрытием.

В авиации приходится учитывать условия природной среды, как при полетах, так и при выборе места для постройки аэродрома. На полет влияют состояние и свойства атмосферы (температура, давление, влажность, плотность, сжимаемость воздуха).

Температура воздуха сказывается на теплоотдаче двигателей, на степени обледенения самолета, на работоспособности экипажа. Давление воздуха влияет на полет косвенно, через плотность воздуха, но является важным фактором, характеризующим состояние атмосферы. Влажность учитывается при прогнозировании туманов и гроз.

  Региональные различия в уровне развития транспортной системы РФ

Обеспеченность регионов путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000кв.км) отличается в десять и более раз. Наиболее развита транспортная система в Центрально-Черноземном, Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском районах; наименее развита – в Дальневосточном, Восточно-Сибирском, Западно-Сибирском, Северном экономических районах.

Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где одной из отраслей специализации является добыча таких полезных ископаемых, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту.

Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе большинство перевозок осуществляется по железной дороге.

Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно – пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз. Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д.

В настоящее время выделяются три основных магистральных направления транспортной системы страны (см. рис. 1):

Рис. 1. Транспорт России 

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно. Оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.

2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление “север-юг” с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.

3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России.