Места отдельных видов транспорта по грузообороту

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вместе с тем, до начала 1990-х г. в грузоперевозках доминировал железнодорожный транспорт, а трубопроводный был на втором месте. Специалисты считают, что преобладание трубопроводного  транспорта надо рассматривать как временное явление, обусловленное, с одной стороны, быстрым ростом добычи нефти и газа (до 1990г.), транспортировка которых по трубам обходится в несколько раз дешевле, по сравнению с железнодорожными перевозками, с другой – преобладанием во внешнеторговых перевозках энергоносителей, вывоз которых за рубеж активизировался с началом рыночных реформ.

Вместе с тем, объем грузооборота на железнодорожном и трубопроводном транспорте достигнут не столько за счет увеличения массы перевозимых грузов, сколько из-за больших расстояний их транспортирования.

Виды транспорта различаются по составу и соотношению перевозимых грузов (см. схема 2).

Схема 2

 

Различия видов транспорта по составу и соотношению перевозимых грузов ( рубеж ХХ-ХХ1 вв.)

 
 


Р

е

чно           й

 
 


2

 
                                                                                         Продуктопроводы, предназначенные для

                                                                                         транспортировки нефтепродуктов, жидких

                                                                                          и газообразных химикатов, пока не

3

 

лесные грузы

 
                                                                                           получили в России большого

                                                                                            распространения

 


Места различных видов транспорта по интенсивности и себестоимости (от самого дешевого) перевозок

 
Один из показателей работы транспорта – интенсивность перевозок (грузонапряженность) (см. схема 3)

Схема 3

 
 


1

 

морской

 

железнодорожный

 

с

е   б е с т оимо с т ь

 

ин

т

енсивно

с

т

ь

 
 

 


По себестоимости перевозок различия по видам транспорта довольно существенны. Так, всего дороже обходятся перевозки   авиационным транспортом. Однако себестоимость перевозки на авиационном транспорте не сопоставима с затратами на других видах транспорта. Во-первых, потому, что он перевозит преимущественно пассажиров, ценные и срочные грузы, почту. Во-вторых, дороговизна перевозок отчасти компенсируется высокой скоростью доставки грузов и пассажиров. В-третьих, в труднодоступных и удаленных районах воздушный транспорт часто единственный.

Всего дешевле обходятся перевозки морским и трубопроводным транспортом, затем идет железнодорожный и речной. Велика себестоимость перевозки автомобильным транспортом, поскольку он работает на короткие расстояния  (себестоимость перевозки на железнодорожном, речном и морском  транспорте потому и ниже, что они перевозят грузы крупными партиями и на большие расстояния).

Снижение транспортных издержек меняет роль транспортного фактора при размещении отраслей, производящих нетранспортабельную или малотранспортабельную продукцию, увеличивая целесообразный радиус ее перевозки.

Так, прогресс транспорта за последние 30-40 лет сделал рентабельной перевозку свежих овощей и фруктов на расстояние более 3000 км. Это привело к усилению специализации южных районов на овощеводстве, садоводстве и виноградарстве и к частичному свертыванию производства теплолюбивых культур в пригородных сельскохозяйственных зонах.

Значительное снижение удельных затрат на перевозку грузов и пассажиров обеспечил перевод железнодорожного транспорта на электрическую тягу (особенно рентабельно при высокой интенсивности движения по железным дорогам России). Сегодня ¼ железных дорог России электрофицирована, и по их общей протяженности (38 тыс. км ) мы занимаем первое место в мире.