Экономико-географическая характеристика по видам транспорта   

Железнодорожный транспорт. По своей экономической роли железнодорожный транспорт всегда был основным видом транспорта России и таковым пока  остается, несмотря на уменьшение к концу 90-х гг. ХХ в. доли железнодорожных перевозок в общем грузообороте транспорта.

Преобладание в России железнодорожного транспорта связано с внутриконтинентальным положением почти всей ее огромной территории. К тому же он универсален, обладает большой перевозной способностью и сравнительно низкими удельными затратами на тонно- и пассажирокилометр при крупных масштабах перевозок. Для железнодорожного транспорта характерна относительно высокая скорость транспортировки, а также возможность его использования практически в любых погодных условиях.

Первые железные дороги

Схема 4

 
В России организация железнодорожного сообщения началась на 10-12 лет позже, чем в развитых, на тот период, странах (см. схема 4).

 
 


Начало формирования железнодорожной сети относится к 1851 г., когда была сдана в эксплуатацию первая двухколейная железная дорога Санкт-Петербург - Москва (не считая заводской железной дороги в Нижнем Тагиле  (1874 г.) и железной дороги  Санкт-Петербург –Царское Село – Павловск (26 км, 1837 г.), имеющей чисто демонстрационное значение).

Дальнейшее ж/д строительство велось по радиальным направлениям из Москвы на юг, запад и север, соединивших ее с основными промышленными центрами, морскими и речными портами, а также из зерновых районов к морским экспортным портам Балтийского и Черного морей.

В предреволюционный период сложился основной «костяк» современной ж/д сети страны. Была построена самая протяженная (более 9000 км) и самая грузонапряженная на сегодняшний день железная дорога мира – Транссибирская магистраль Москва – ЕкатеринбургВладивосток (начато строительство в 1892 г. одновременно с запада  - от Челябинска через Новониколаевск (Новосибирск) – Красноярск – Иркутск и с востока – от Владивостока на Хабаровск. Сквозное сообщение было открыто по этой дороге в 1916 г. Максимальный грузопоток по ней приурочен к участку Новосибирск – Омск).

Построенная в 1913 г. линия Тюмень – Омск- Екатеринбург, обеспечила второй выход из Сибири в европейскую часть России. Также были построены   железные дороги, соединяющие Москву с Кавказом и Средней Азией.

Магистраль Санкт-Петербург – Варшава – Берлин обеспечила связь Москвы с железнодорожной сетью Западной Европы, а магистраль на Одессу и Мурманск дали Санкт-Петербургу выход к Черному и Баренцеву морям.