Экономика Дальневосточного экономического района.

Для экономики Дальневосточного района характерны черты первоначальности освоения, кроме того, на развитии его народнохозяйственного комплекса в значительной степени сказывается удаленность от наиболее развитых экономических районов страны. В то же самое время Дальний Восток расположен в Азиатско-Тихоокеанском регионе — одном из наиболее динамичных в современном мире.

Отрасли специализации промышленности района (на середину 90-х гг.) — цветная металлургия, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность.

Предприятия Хабаровского и Приморского краев производят примерно по 25% промышленной продукции района.

Во всех субъектах Дальневосточного района преобладают добывающие отрасли промышленности над обрабатывающими.

Ведущая отрасль топливной промышленности — угольная. На Нерюнгринском месторождении открытым способом ежегодно добывается 14 млн. тонн угля, Райчихинском — 7 млн. тонн, в Ленском бассейне — свыше 2 млн. тонн.

Добыча нефти и природного газа незначительна, зато довольно высокого уровня достигает добыча торфа.

Топливная промышленность получила развитие в Хабаровском крае (более 40%) и Якутии (более 25%).

Энергосистема Дальнего Востока не соединена с Единой энергосистемой страны. Тепловые электростанции района используют каменный и бурый уголь многочисленных местных месторождений. Крупнейшей        тепловой электростанцией является Приморская (поселок Луче-горск); отдельные ТЭС расположены вдали от объединенной энергосистемы — Арка-галинская, Магаданская, Петропавловск- Камчатская, Чаунская, Эгвекинотская, Якутская, на острове Сахалин. Сооружена мощная Зейская ГЭС (1,2 млн. кВт), длительное время сооружается Буреинская (или Бурейская) ГЭС. На Крайнем Севере работает Билибинская АТЭЦ (48 тыс. кВт), на полуострове Камчатка — единственная в стране Паужетская геотермальная электростанция (близ села Усть-Большерецк).

Вилюйские ГЭС в первую очередь были сооружены для обеспечения электроэнергией алмазодобывающей промышленности Якутии.

Начаты подготовительные работы по сооружению атомной электростанции в районе Комсомольска-на-Амуре.

Электроэнергетика более развита в Хабаровском крае (более 20%).

Из предприятий черной металлургии в настоящее время на территории района работает только один завод передельной металлургии «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре. Проектируется сооружение комбината полного цикла.

Черная металлургия сконцентрирована в Хабаровском крае (100%).

Ведущей отраслью цветной металлургии района является оловодобывающая. Добыча оловянных руд и производство оловянного концентрата ведется на многих горно-обогатительных комбинатах Приморского (Хрустальненский в поселке Кавалерово) и Хабаровского (Солнечный и комбинат «Хинганолово») краев, а также в Чукотском автономном округе (Певекский в поселке Валькумей и Иультинский).

Кроме того, Приморский ГОК в поселке Восток-2 (Красноармейский район) производит вольфрамовый и медный, Солнечный ГОК — вольфрамовый, медный и свинцовый, Ярославский ГОК (Хорольский район) в Приморском крае — плавикошпатовый концентрат. Повсеместно развита добыча золота.

В Республике Саха добываются алмазы (Мирный). В селе Сунтар (Якутия) работает завод по обработке алмазов.

В Дальнегорске (Приморский край) выплавляют свинец и металлический висмут.

Цветная металлургия получила развитие в Якутии (более 50%) и Магаданской области (около 30%).

Ведущей отраслью машиностроения Дальнего Востока является судостроение и судоремонт. Суда мощностью от 300 лошадиных сил и выше строятся на верфях Находки и Советской Гавани. Различные промысловые суда выпускаются в Благовещенске и Николаевске-на-Амуре (сейнеры), Хабаровске (сейнеры, транспортные рефрижераторы, траулеры); сухогрузные суда (лихтеры) — в Находке, Советской Гавани, поселке Славянка; пассажирские катера — в Находке. Исключительно богат ассортимент морских технических и вспомогательных судов: плавучие морские доки (Благовещенск, Владивосток), плавучие причалы (Комсомольск-на-Амуре), плавучие технические мастерские и морские электростанции (Николаевск-на-Амуре), плашкоуты (Советская Гавань), нефтемусоро-сборщики (Хабаровск). Практически во всех вышеназванных центрах (а также в Магадане, Петропавловске-Камчатском, Холмске, Южно-Сахалинске) производится ремонт морских гражданских судов. Речное судостроение представлено в Благовещенске, Якутске, селе Малышеве и поселке Пеле-дуй (Якутия).

Газовые турбины, дизели и дизель-генераторы выпускаются в Хабаровске. Центром электротехнической промышленности является Комсомольск-на-Амуре (аккумуляторы, электроустановочные и кабельные изделия). Отдельные производства отрасли имеются в Благовещенске, Райчихинске, Свободном, Уссурийске, поселке Оротукан, селе Ново-Сысоевке.

Сельскохозяйственное машиностроение развито в Биробиджане (зерно- и силосоуборочные комбайны на гусеничном ходу, различные машины для обработки почвы) и в городе Большой Камень (дождевальные и поливальные машины).

Машиностроение практически полностью сконцентрировано в двух краях — Хабаровском (около 60%) и Приморском (более 40%). Военно-промышленный комплекс Дальнего Востока представлен авиационной промышленностью в Комсомольске-на-Амуре (самолеты) и Арсеньеве (вертолеты Ми-34), а также военным судостроением (Комсомольск-на-Амуре, Большой Камень).

Так же как и Восточно-Сибирский район, Дальний Восток обладает исключительно мощной и разнообразной сырьевой базой, однако химическая промышленность в настоящее время представлена только единичными предприятиями. Нефтепереработка сосредоточена в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, отдельные производства имеются также во Владивостоке, Дальнегорске (основная химия) и Хабаровске (химия органического синтеза и химико-фармацевтическая промышленность).

Химическая промышленность целиком сосредоточена в двух краях — Хабаровском (около 50%) и Приморском (ровно 33%).

Основные отрасли лесной промышленности — производство пиломатериалов, картона и целлюлозы. Лесная промышленность имеет большие перспективы развития. В первую очередь они связаны с

углублением переработки древесины и, следовательно, вывозом за пределы района (в том числе на экспорт) не круглого леса, а значительно более ценной продукции. Основными регионами развития лесной промышленности являются Приморский и Хабаровский края, а также Сахалинская область, в которой сосредоточены крупные целлюлозно-бумажные предприятия.

Лесная промышленность получила развитие в Хабаровском крае и Сахалинской области (примерно по 30%).

Промышленность строительных материалов выделяется производством цемента, сборного железобетона, оконного стекла и шифера. Главные центры цементной промышленности: Поронайск, Спасск-Дальний, поселки Теплоозерск (в Хабаровском крае) и Мохсогол-лох (в Якутии). Крупными предприятиями отрасли являются стекольный завод в Райчихинске и комбинат асбоцементных изделий в Спасске-Дальнем.

Промышленность строительных материалов в основном размещена в Приморском (около 30%) и Хабаровском (около 25%) краях.

Легкая промышленность сконцентрирована в Хабаровском крае (более 40%).

Ведущая отрасль пищевой промышленности — рыбная, включающая такие специфические промыслы, как добыча морского зверя и морепродуктов. Крупнейшими центрами рыбоперерабатывающей промышленности являются Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Невельск (треть вылова рыбы и выпуска рыбной продукции Сахалинской области). Развита консервная промышленность. Перспективы развития отрасли зависят от рационального использования биологических ресурсов морей и океанов, а также от материально-технической вооруженности флота и рыбоперерабатывающей промышленности. Сырьем для маслобойной промышленности служат соевые бобы, которые выращиваются на юге.

Пищевая промышленность получила развитие в Приморском (около 35%) и Хабаровском (примерно 15%) краях, а также в Камчатской области (15%).

К крупным промышленным узлам относятся Хабаровский (машиностроение, нефтепереработка) и Владивостокский (морепромышленный комплекс). Другими важными промышленными узлами являются Биробиджанский (машиностроение), Благовещенско-Свободненский (машиностроение, лесопромышленный комплекс), Дальнереченско-Бикинский (лесопромышленный комплекс), Ка-валерово-Дальнегорский (цветная металлургия, химическая промышленность), Комсомольский (нефтепереработка, металлурго-машиностроительный, лесопромышленный), Магаданский и Петропавловск-Камчатский (морепромышленные комплексы), Сахалинский (морепромышленный и лесопромышленный комплексы), Якутский (лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность). Также выделим Охинский (добыча нефти), Райчихин-ский (добыча бурого угля), Южно-Якутский (добыча каменного угля) промышленные узлы.

Во многом не оправдались надежды, связанные с освоением зоны Байкало-Амурской магистрали и формированием в ней многочисленных промышленных комплексов.

         Среди отраслей растениеводства следует отметить зерновое хозяйство — выращивание пшеницы, ячменя, овса, риса; из технических культур заметное место занимает соя. В целом же свои потребности в продукции растениеводства и животноводства район не обеспечивает.

Исключительно важное значение для развития Дальнего Востока имеет транспортная сеть. Основная часть грузоперевозок осуществляется железнодорожным транспортом (около 80%), крупнейшие железнодорожные магистрали — Транссибирская и Байкало-Амурская, а также Тында — Томмот (Якутск). Развит морской транспорт, однако в акватории морей Северного Ледовитого океана проведение круглогодичной навигации исключительно трудоемко. Крупнейшими морскими портами на Дальнем Востоке являются Владивосток, Находка, Восточный,

Магадан и Петропавловск-Камчатский, а также Ванино, Николаевск-на-Амуре, Оха, Анадырь и Тикси.