Организация стран—экспортеров нефти ( ОПЕК ), его роль в мировых нефтяных делах.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК — многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами — членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Роль ОПЕК в мировых нефтяных делах общеизвестна. Кстати, 2000 год для ОПЕК во многом этапный — страны-члены планируют отпраздновать сорокалетний юбилей своей организации.

Разведанные запасы нефти в мире к началу 1999 года превышают триллион баррелей. Правда, существуют и другие цифры. На долю стран ОПЕК, по имеющимся оценкам, приходится 77 процентов этих запасов. По мнению опековских экспертов, при нынешнем уровне производства нефти запасы в странах ОПЕК могут быть исчерпаны через 85—90 лет, в то время как у других производителей — в ближайшие 20 лет. Этот прогноз, разумеется, может претерпеть изменения в случае наращивания интенсивного применения новейших технологий. Однако дает представление о тенденциях.

Как следует из оценок мирового энергетического обзора (МЭО-98), нефть будет продолжать доминировать в мировом потреблении энергии, причем возрастет доля ее использования на транспорте. Потребление природного газа, как предполагается, существенно увеличится и к 2020 году сможет достигнуть уровня потребления угля. Производство и потребление ядерной энергии стабилизируется; доля гидро- и иных возобновляемых источников будет неуклонно расти, но при этом оставаться на достаточно низких уровнях. Ожидается, что общий спрос на энергию будет расти на 2 процента в год, а экономическая активность — на 3,1 процента в год. Выбросы 002 в атмосферу будут увеличиваться вместе с ростом первичного спроса на энергию, но при этом несколько быстрее, чем это наблюдалось раньше. Факторами, способствующими этому увеличению, следует считать стабилизацию производства ядерной электроэнергии и продолжающийся быстрый рост использования угля в Китае и других странах Азиатского региона.

Механизм регулирования ОПЕК мирового рынка нефти схематично предельно прост. Он заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, корректировки этого лимита с учетом положения дел с ценами на мировом нефтяном рынке, распределения общего лимита между странами-членами и контроля за соблюдением установленных квот.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен.

Однако, по мнению генерального секретаря ОПЕК Р.Лукмана, подобный упрощенный и имеющий своей целью ввести в заблуждение подход представляет собой не что иное, как попытку сделать из ОПЕК козла отпущения. Он приводит следующие цифры: в 1998 году (с января по октябрь) производство нефти странами — членами ОПЕК в среднем составило 27,8 млн. баррелей в день, причем в октябре оно упало ниже 27 млн. баррелей в день. Тот факт, что эти показатели, даже с учетом больших, чем ожидалось, объемов нефти из Ирана, оказались ниже уровня производства ОПЕК в октябре — ноябре 1997 года (то есть до упомянутой встречи в Джакарте), наглядно, по мнению генсекретаря ОПЕК, свидетельствует о том, что это решение ОПЕК никак не способствовало накачиванию рынков избыточной нефтью.

Р.Лукман считает, что на самом же деле проблема заключается в том, что ценовой кризис в нефтяной индустрии имеет непосредственное отношение, как к предложению, так и спросу. Азиатский финансовый кризис привел к резкому падению темпов роста спроса на нефть в регионе, который ранее в этом отношении являлся мировым лидером. Кризис этот приобрел такие масштабы, что показатели прогнозов мирового экономического развития на 1998 год были пересмотрены и понижены с 3,5 процента (прогноз, сделанный в конце 1997 года) до 2,2 процента в настоящее время, причем тенденция к их дальнейшему пересмотру в нижнюю сторону, вполне может сохраниться и дальше. Результатом такого падения явилось снижение спроса на нефть в мировом масштабе. Видимо, с этой логикой можно согласиться.

Есть также и ряд других факторов, влияющих на динамику изменения цен, среди которых можно назвать погодные условия и уровень имеющихся запасов нефти в странах-потребителях. Например, зима 1997/1998 года, выдавшаяся в северном полушарии теплее, чем обычно, повлекла за собой определенное снижение спроса на топливо. Более того, с расчетом на холодную зиму были сделаны соответствующие запасы нефти, однако, поскольку эти ожидания не оправдались, отпала необходимость в их полном использовании, в результате чего в 1998 году эти запасы оказались на рекордно высоком уровне, тем самым, в свою очередь, оказав понижающее давление на динамику цен. К тому же возросший уровень экспорта нефти из Ирака, ставший возможным в соответствии с мандатом ООН, также оказался выше, чем ожидалось ранее.

Весьма интересны оценки опековских специалистов тех изменений, которые происходят в нефтяном мире за последние годы. Меняется сам рыночный механизм, в котором фьючерсные сделки играют все большую роль. Этому активно способствует компьютеризация. Детальная информация со всех уголков мира сейчас, как никогда, доступна для анализа. В результате рынки стали транспарантными. Компьютеры революционизировали точность оценки уровней запасов, переработки, выпуска конечной продукции, а также отслеживание передвижения нефтяных танкеров. Все эти изменения в сочетании со стремлением минимизировать связанность капиталов привели к заимствованию нефтеперерабатывающей промышленностью у автомобильной принципа брать, когда нужно. По мнению экспертов ОПЕК, это тоже внесло свою лепту в понижение цен на нефть за последние 18 месяцев и добавило неопределенности в инвестиционный климат.

В результате цены на нефть упали до 9—10 долларов за баррель. По неофициальным данным, потери стран ОПЕК за это время составили 50 млрд. долларов, России — около 9 млрд. долларов.

На 1997 год пришлись первые контакты постпредства России при международных организациях в Вене с руководством ОПЕК. Дополнительно изучалась политика организации, прошли углубленные беседы с руководством организации. Объективно Россия, являясь одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров нефти, была заинтересована в поддержании стабильности на мировом нефтяном рынке. Таким образом, для диалога была основа.

Контакты показали, что страны ОПЕК открыты для взаимодействия. Более того, они заинтересованы в подкреплении своих усилий по стабилизации рынка со стороны нечленов ОПЕК — стран крупных производителей и экспортеров нефти.

24 июня 1998 года состоялась 105-я конференция стран — членов ОПЕК. Россия впервые приняла участие в этом мероприятии в качестве наблюдателя. В этом же качестве были Мексика и Оман.

Обмен мнениями с аналитиками Секретариата ОПЕК показал, что низкий уровень цен на нефть с некоторым повышением может сохраниться до конца года, если сокращения стран ОПЕК, как и не входящих в эту организацию стран, не будут достаточно глубокими. Ситуация на рынке была такова, что практически полностью заполненные хранилища стратегических и торговых запасов стран — основных потребителей создавали дополнительные трудности на пути стабилизации рынка нефти.

Страны ОПЕК заявили о сокращении объема производства нефти на 1,355 млн. баррелей в день. Мексика — на 100 тыс. баррелей в день. Россия со своей стороны объявила о решении сократить свой экспорт на 100 тыс. баррелей в день. Цифра включала в себя объявленные в Москве сокращения в размере 63 тыс. баррелей в день, а также учитывала сокращение экспорта наших нефтепродуктов в Европу.

На двустороннем уровне в ходе июньской конференции была достигнута договоренность об углублении практического сотрудничества Россия — ОПЕК, включая обмен информацией. В частности, речь шла об организации круглого стола по перспективам развития мирового нефтяного рынка. Эта договоренность была конкретизирована в ноябре 2003 года в ходе конференции. Тогда же было решено начать издание при поддержке ОПЕК и Минтопэнерго специального ежемесячного бюллетеня Интерпетролеум: обзор мировых энергетических рынков. Как ни странно, при некотором перенасыщении российского рынка разного рода информацией аналитических материалов ОПЕК, содержащих серьезный анализ мирового нефтяного рынка и его тенденций, до сих пор не было.

В приветственном послании генерального секретаря ОПЕК Р.Лукмана изданию высказывались пожелания успехов в предпринимаемых им усилиях по обеспечению руководящих кругов российской нефтяной индустрии новейшей информацией о ходе развития нефтяных рынков мира, что, в свою очередь, будет способствовать росту взаимопонимания и созданию позитивных возможностей для дальнейшего и более тесного сотрудничества в предстоящие годы.

В феврале 1999 года в Вене был проведен первый «круглый стол» Россия—ОПЕК с участием министра топлива и энергетики и генсекретаря ОПЕК. В центре дискуссии находились вопросы, связанные с перспективами развития мирового нефтяного рынка, ценами на нефть, общими тенденциями развития мировых энергетических рынков, проблемами природоохранного характера, в том числе имеющими отношение к Киотскому протоколу. С российской стороны во встрече приняли самое активное участие ведущие нефтяные компании, а также ряд банков.

Со стороны российских экспертов были обозначены перспективы развития отечественной нефтедобывающей промышленности. Особый интерес эксперты ОПЕК проявляли к принятию закона о разделе продукции и другим вопросам внутреннего налогообложения. Пользуясь случаем, ставили вопросы и по проблемам каспийской нефти в плане возможного воздействия на мировой нефтяной рынок. Было принято решение перевести подобные мероприятия на регулярную основу.

Усилия, предпринятые странами-членами и не членами ОПЕК в 2004 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6—7 долларов за баррель.

Однако, несмотря на известную стабилизацию рынка, к началу 2004 года цена по-прежнему была очень низкой. Требовались новые серьезные усилия нефтедобывающих стран.

Наиболее рельефно результаты взаимодействия ведущих мировых нефтяных держав, прежде всего ОПЕК и России, в целях стабилизации рынка.

Сокращения стран ОПЕК составили 1,7 млн. баррелей в день. Не члены ОПЕК заявили о сокращении на 400 тыс. баррелей в день. Из них Россия сократит 100 тыс. баррелей в день (экспорт нефти и нефтепродуктов) по отношению к уровню четвертого квартала 1998 года. Таким образом, общие сокращения членов и не членов ОПЕК составили 2,104 млн. баррелей в день.

Всего же общий объем сокращений членами и не членами ОПЕК с учетом решений, принятых в 2003 году, составил 5,2 млн. баррелей в день. И рынок, наконец, отреагировал. Цена медленно пошла вверх. За несколько недель до конференции после заявления в Гааге цена возросла на 3—4 доллара. Утром в день конференции она уже составляла 13,2 доллара за баррель, а вечером после ее закрытия цена вплотную приблизилась к 14 долларам за баррель. По мнению экспертов ОПЕК, есть основание полагать, что к лету цена поднимется еще выше.

Движение мировой цены на нефть в один доллар за баррель в ту или другую сторону означает для России сумму более полумиллиарда долларов.

Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, с 1999 цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Текущие мировые цены на нефть в 2005 достигли исторического максимума, превысив 60 долл. за баррель. Однако с поправкой на инфляцию они остаются все же ниже уровня 1979–1980, когда цена в современном выражении превышала 80 долл., хотя и превосходят уровень 1974, когда цена составляла в современном выражении 53 долл.

Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что организации удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х – начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и четкую единую политику.

Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль нефти в мировой экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы, однако, чаще всего предсказывают сохранение нефти как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз – 2004, подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США, спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефти нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050.

Еще один фактор неопределенности – это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК.

Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту организацию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и России, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке нефти.

На данный момент (2009) ОПЕК диктует нефтяную политику всему миру. Она контролирует около 65-70% мировых нефтяных запасов. На долю государств-членов ОПЕК приходится примерно 40% всей мировой добычи нефти. Что касается экспорта, то тут страны ОПЕК экспортируют примерно 50% всего мирового экспорта нефти.

В связи с ОПЕК нельзя не упомянуть такой термин, как корзина ОПЕК. Он вошел в обиход в январе (1 числа) 1987 года. Стоимость корзины ОПЕК составляет среднее арифметическое от цен различных сортов нефти. В 2008 года это было 13 сортов нефти - по количеству стран-членов организации. Несмотря на то, что Индонезия вышла из состава ОПЕК, сорт нефти, добываемый там (Minas), еще некоторое время входил в корзину ОПЕК. Сейчас (октябрь 2009) корзина ОПЕК опять рассчитывается из 12 сортов нефти. Самая большая цена корзины была зафиксирована 3 июля 2008 года - $140,73 за баррель (принято считать, что баррель нефти равен 42 галлонам, или 158,983 л.). Эта цена постоянно, ежедневно изменяется. Для сравнения, на 22 октября 2009 года, цена корзины ОПЕК была $77,61 за баррель, что считается довольно большим показателем.